Священнику, катехизатору, приходскому активисту часто приходится работать с текстами. Писать новости для сайта, соцсетей или приходской газеты. Сочинять объявления. Давать интервью или просто делать отчеты.
Текст тексту рознь. Печально, когда ценная идея увязает в нечитаемом многословии. Сайты никто не посещает, газеты не берет, объявления остаются без ответа. Знакомо? Вот несколько советов, которые помогут вам привлечь и удержать внимание читателей.
1. Пишите для людей. Прежде, чем приступить к переносу мыслей на бумагу, представьте себе человека, к которому хотите обратиться. Подумайте о нём, о его чувствах и желаниях. Представьте, что вы говорите с ним с глазу на глаз.
2. Начинайте с самого важного. Люди по природе своей спешат и торопятся. Если вы захватите их внимание первым абзацем, вы уже добьетесь своей цели. Заинтересованные дочитают до конца, а спешащие, по крайней мере, поймут, о чем шла речь. Держите в голове цель, ради которой вы пишете этот текст. Сформулируйте ее одним предложением и возвращайтесь к ней во время работы. Золотое правило: один текст = одна идея.
3. Второстепенную информацию переносите в конец текста. Эта встреча проходит по благословению вашего настоятеля? В данном предложении слово «встреча» важнее, чем «по благословению». Давайте приоритет самому важному.
4. Будьте кратки. Написав текст, прочтите его, и вычеркните все повторы, междометия и лишние местоимения. Писать – занятие сложное. Чтобы раскачаться, иногда нужно сочинить несколько вводных абзацев. Не бойтесь избавиться от них. Сокращайте снова и снова.
5. Будьте точны. Проверяйте все факты и цифры. Даже если вы уверены в точности данных, проверьте еще раз. Будьте себе строгим редактором.
6. Избегайте канцелярита, цветистых оборотов и непонятных слов. Читатели будут вам благодарны. Про канцелярит почитайте книгу «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Цветистыми византийскими оборотами можно любоваться, но если они мешают – не пользуйтесь ими.
7. Полюбите списки. Очень часто информацию можно облечь в форму перечня. Это полезно, потому что маркированные или нумерованные списки воспринимаются глазом лучше и хорошо смотрятся в тексте.
8. Разбивайте текст на абзацы. Сплошная простыня текста – неудобство для вашего читателя. Захочет ли он продираться сквозь трудности?
9. Уважайте шрифт. Используйте в одном тексте не более 2 видов шрифта и не более 2 цветов. Не злоупотребляйте БОЛЬШИМИ буквами, наклонным и подчеркнутым текстом. Шрифт должен быть читабельным.
10. Иллюстрируйте свою идею. Всегда, если есть возможность, добавьте к тексту иллюстрацию. Изображение привлекает внимание и может нести отдельную смысловую нагрузку. Иногда одно фото лучше тысячи слов. Но не злоупотребляйте украшательством в виде виньеток, цветочков и орнаментов.
11. Вычитывайте тексты в распечатанном виде. Вы удивитесь, как легче вам будет отловить ошибку.
12. Дайте тексту вылежаться. Старайтесь оставить текст на время, чтобы дать отдохнуть «замыленному» глазу. Перечитайте все утром на свежую голову.
13. Прочтите текст вслух. Читайте сами себе или внимательному слушателю. Так тоже можно выявить ошибки или найти, что улучшить.
14. Завершайте текст призывом к действию. Вы хотите, чтобы на ваше объявление откликнулись? Напишите об этом. Нужна помощь? Так и скажите. Будьте понятны и прямолинейны. Пишите «Помогите» вместо «Нам можно помочь». Если нужна помощь, напишите конкретно, какую помощь вы ждете, и что человек должен сделать. Дайте перечень дел нумерованным перечнем. Очертите временные и материальные рамки: «уборка займет два часа», «вы можете пожертвовать хотя бы 100 рублей»
15. Добавьте контактную информацию. Вы ждете обратной связи? Дайте возможность с вами связаться: актуальный телефон; почту, которую вы регулярно проверяете. Напишите, в какое время вы на связи.
Пусть ваши тексты приносят пользу делу. Успехов!
Валерия ЕФАНОВА