Жалобы на «не человеческое», или же «совсем не христианское» поведение работников православных храмов то там, то здесь появляются в самых различных светских СМИ. Некоторые люди предпочитают не обращать на эти жалобы никакого внимания, другие продолжают говорить о том, что всё это происки воинствующих атеистов, на которые не стоит обращать никакого внимания. Но вопросы не исчезают, скорее, их становится всё больше с каждым днем. Что делать? Кто должен и может повлиять на ситуацию? Как изменить что-то в лучшую сторону?
Работая в режиме 24/7 непосредственно с коллегами светскими журналистами, конечно же, могу сказать о том, что перегибы в освещении означенного вопроса имеют место быть. Но, к огромному сожалению, приходиться констатировать и тот факт, что, ежедневно живя в обычном человеческом обществе, мы сформировали уже давно типовое поведение и реакцию на те или иные возникающие жизненные ситуации, причем и в Церковь приносим сформированное своё отношение к миру и людям. Плюсы и минусы такого очевидного переноса очевидны.
«Вы мне должны…» – такой оборот приобретает порой общение людей, разделенных условиями на покупателей и продавцов, и не только в обычном магазине, но и в Церкви. «Никому я ничего не должна!», – вроде бы законно парирует ответствующий человек. И вроде бы всё привычно и как всегда. Только ведь куда делась этика межличностных отношений?! Да, в общем-то, в любом месте правила приличия должны оставаться одинаковыми, может быть, об этом стоит поговорить каждому из нас с самим собой?
Помните, нас в детстве приучали родители при встрече с знакомыми или родственниками: «Поздоровайся!», «Что нужно сказать?», «Ты спасибо сказал(а)?», «Скажи «до свиданья!»». Куда делось это время? Такое ощущение, что ушло безвозвратно далеко! Общение в любой своей форме на улице, на работе, дома, в соцсетях или же на форумах в интернете превращается порой в бесчеловечную «пересылку сообщений и файлов».
Приведу небольшой пример. Не так давно пытался совсем уже не юным коллегам по работе объяснить, что при пересылке какого-либо файла нужно здороваться с человеком и объяснять причины, побудившие переслать это файл, а также те дальнейшие действия, которые ты ожидаешь от получателя. На такую мою просьбу мне было отвечено: «Как всем! Выделять не буду!» Представляете, как глубоко проникла «болезнь необщительности»?! И страшнее всего, что нежелание общаться «по-человечески», согласно когда-то установленным этическим нормам, многими людьми оправдывается НЕХВАТКОЙ ВРЕМЕНИ!
На что же нам не хватает времени!? Пожелать здоровья? Спросить, как дела? Объяснить смысл, цель, задачу, которые мы подразумеваем, пересылая тот или иной файл своему коллеге? А может быть, мы просто не хотим ограничивать свою гордость и эгоизм? Неимоверно трудно стало нам не то что попросить прощения за беспокойство, но и просто поздороваться!
А помните, совсем недавно нам казались «бездушными чудовищами» люди будущего, о которых мы читали фантастические книги, смотрели фильмы. Они изображались серой бесчувственной массой, озабоченной лишь достижением своего блага! Доносы и кляузы процветали в знаменитой оруэлловской антиутопии «1984». Понятия любви, дружбы и привязанности в том обществе были подменены и максимально искажены, а потребление и безэмоциональность – возведены на пьедестал. Английский писатель, наверное, не мог и предположить, что спустя полвека с момента выхода его труда наше общество начнет приобретать описанные им черты.
Простите, вы верно думаете, что я сильно отвлекся о темы? Нет, что вы! Этические нормы, а точнее, их полная размытость проникли и в церковную жизнь. Смотрите сами, ведь всё чаще Патриарху и церковным иерархам приходится обращаться к пастырям и пастве с призывами следовать не только Евангелию, но и установленным этическим нормам. Всё чаще «школьные прописные истины» становятся актуальными элементами воскресных проповедей и праздничных обращений архипастырей! И происходит это только потому, что в своём стремлении стать «настоящим христианином», мы «по дороге» как-то незаметно теряем человеческий облик!
Так может, ратуя о преподавании в школе предмета «Основы православной культуры», мы также не будем забывать и о том, что христианство никогда не отрицало «светскую» этику и не задвигало её в дальний ящик? А воцерковившись, не забудем здороваться со своими близкими, став христианами, постараемся сохранить в себе элементарные человеческие качества, как бы это диковинно ни звучало…
Юрий КИЩУК