Направлением, требующим повышенного внимания, является выбор и преподавание в школах модуля «Основы православной культуры» (ОПК) в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики», считает Святейший Патриарх Кирилл.
Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал участникам Епархиального собрания Москвы о поступающих сигналах о недобросовестном подходе к предоставлению родителям возможности выбора модуля. В частности, Преосвященный епископ Воскресенский Савва пишет в своем отчете: «В некоторых школах существует прямое или косвенное давление на выбор родителями модуля обучения или активное навязывание какого-либо модуля со стороны администрации школ. Мотивация давления вызвана различными причинами: неподготовленность учителей по ОПК, боязнь развития конфликтов на религиозной почве, атеистические взгляды руководства и учителей школ». Благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец также сообщает: «Прихожане-родители, чьи дети в 2013-2014 гг. выбрали ОПК, отмечают, что на родительских собраниях на них либо “давили” (рекомендовали выбирать светскую этику, ссылаясь на светский характер образования и отсутствие преподавателей), либо заставляли подписывать бумаги, что они выбирают “Основы светской этики”. В некоторых случаях родителей вызывали к директору и в частном порядке объясняли, что не хорошо быть “белой вороной” и потому нужно выбирать этику, а не Православие».
Факты, связанные с нарушениями процедуры выбора модуля в рамках курса ОРКСЭ собираются в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. «На данном этапе возникшие вопросы проработаны с Департаментом образования города Москвы, − отметил Его Святейшество, − и мы выражаем надежду, что в следующем году, если сложности и будут возникать, то лишь в единичных случаях». Он призвал Преосвященных викариев и отцов настоятелей незамедлительно сообщать в отдел о ставших им известными нарушениях прав родителей и ребенка при выборе модуля.
Главной заботой настоятелей и рядовых клириков должна стать подготовка родителей к следующему году, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметив справедливость мнения протоиерея Александра Фарковца о том, что «на приходском уровне существует недооценка проблемы, возможно, духовенству необходимо с амвона больше рассказывать о преподавании ОПК».
Уже в ближайшие недели всем настоятелям следует выяснить, в том числе путем письменных и устных объявлений, у кого из прихожан, посещающих их храмы, в сентябре 2014 года дети поступают в четвертый класс, отметил Святейший Патриарх Кирилл. С такими родителями следует провести отдельные беседы относительно выбора модуля «Основы православной культуры», разъяснить их права, проинформировать о возможности защиты этих прав. Активные родители могли бы, в свою очередь, ретранслировать эту информацию родителям одноклассников их детей. Епархиальному отделу религиозного образования и катехизации поручено своевременно сообщить приходам о сроках проведения выбора модуля в рамках ОРКСЭ в школах их округа.
«Похвально, что в ряде округов подписаны соглашения о сотрудничестве между викариатствами и окружными управлениями Департамента образования. – сказал далее Его Святейшество. − Подобным документами предусматривается сотрудничество в области образования, духовно-нравственного просвещения, гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Хотелось бы, чтобы эти договоры носили не символический характер, как это порой бывает, а влекли за собой конкретные действия. Примером таких действий является организация на базе Донского монастыря, Перервинской семинарии, гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в Свиблово и на других площадках в московских викариатствах курсов повышения квалификации для преподавателей города Москвы по модулю «Основы православной культуры», которые проводятся совместно с Московским институтом открытого образования. Это, кстати, отвечает одному из поручений прошлогоднего епархиального собрания. Знаю, что во многих викариатствах проводятся регулярные обучающие и консультационные семинары приходских сотрудников, ответственных за взаимодействие с средними общеобразовательными школами, в том числе — с целью оказания методической помощи в проведении родительских собраний в московских школах по выбору модулей курса ОРКСЭ. Хочу поблагодарить всех тех, кто занимается организацией и проведением таких семинаров. Уверен, что общими усилиями мы достигнем желаемого результата».