Из темных углов

Нельзя не заметить, что ныне в нашем народе, который тысячу лет был православным (а в советские годы с безумной гордыней людей даже уверяли, что они «переросли» религию как таковую), вдруг стали возникать вроде бы из ниоткуда самые дремучие верования, слегка подновленные под современные вкусы и потому обычно именуемые язычеством с приставкой «нео». Откуда они появились вновь? Пожалуй, для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть, где находятся корни этих «народных» верований.

Современное общество, которое окружает нас с вами, страдает от многих духовных недугов. Перечисление этих недугов может занять весьма много места и времени, но об одном из них необходимо сказать особо, и даже в первую очередь. Это явление, этот недуг именуется язычеством.

Для предметного разговора нам необходимо определиться с терминами. Что такое язычество? Это принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле язычество – это политеистические религии. Термин происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первым христианским общинам. Как правило, современные ученые избегают использования термина «язычество» из-за неопределенности и разнообразия смыслов, предпочитая более точные термины, такие как политеизм, шаманизм, тотемизм, анимизм. В настоящее время церковнославянское слово «язычество» в научной литературе заменяется термином «этническая религия».

Чтобы далее не углубляться в исследования этимологического значения этого термина мы для простоты будем считать, что язычество – это, с точки зрения христианства, а также других, авраамических (ведущих происхождение от Авраама) религий – иудаизма и ислама, означает все остальные существующие религии.

Само происхождение язычества есть следствие отпадения от богообщения наших прародителей, Адама и Евы. Если сам Адам и его ближайшие потомки еще сохраняли относительную степень боговедения, то его дальние потомки утратили эти спасительные знания. Еще в допотопном мире в человеческой общине появилось такое явление, как искусство: помимо любования красотой звучания музыкальных инструментов, искусство, в частности музыкальное, восполняло в душе потомков Адама жажду Небесной гармонии, для которой изначально был создан, к которой был призван Творцом человек. Здесь уместно вспомнить Иувала. Библия указывает на него как на изобретателя «струнных и духовых» инструментов. Другой музыкант носил имя Тувалкаина. Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки (Быт. 4. 20-22).

История древнего человечества закончилась, как мы знаем, всемирной катастрофой. И причина этой катастрофы – в полном морально-нравственном упадке человеческого общества. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6. 5-7). Это место Книги Бытия нам указывает на корни язычества.

Проходили века и тысячелетия, история человечества развивалась драматически. Лишь малая часть его, народ Израильский, лучшие представители этого народа, сохраняли в себе истинное боговедение. Ветхозаветные святые, пророки и праведники сохранили в себе веру в Истинного Бога, творца неба и земли. С пришествием в мир Спасител явилась Новая благодать, которая открыла нам имя Господа, тайны Царствия Божия. Божественный Святой Дух, данный в день Пятидесятницы по обетованию Господом Святой его Церкви, будет до конца веков сохранять истинное богопознание.

А что же язычество? К сожалению, оно не исчезло, притаилось в темных углах человеческой цивилизации, в темных уголках души человека.

Современное язычество или, как его еще называют, неоязычество – это новые или реконструированные (возрожденные) ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, вид новых религиозных движений. Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический, соединительный, характер своих учений. Хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

Неоязычество рядится в разные, привлекательные для современного человека, одежды. Это и восточные новомодные духовные практики. Это и довольно популярное в российском обществе «родноверие». Их всех объединяет общая черта: эти культы не исповедуют Господом Иисуса Христа, а предлагают «ходить во след иных богов», практикуют разнообразное многобожие, на самом деле оборачивающееся полным безбожием – по сути, замаскированным атеизмом.

Разновидностью неоязычества можно смело считать и массу суеверий, присутствующих даже в православной среде, у людей, на первый взгляд, исповедующих истинную Православную веру. Эти суеверия касаются обрядовой стороны Православия или, порой, вероучительной доктрины. Живут, к сожалению, в нас и пережитки древнего, «отеческого» язычества.

Как бороться с неоязычеством? Прежде чем вести борьбу с внешними проявлениями неоязыческих культов, нам необходимо обратить внимание на самих себя. Исправление и очищение начинать с собственной души. Регулярное участие в храмовых богослужениях, соблюдение постов, чтение творений святых отцов, другой православной душеполезной литературы. Исполнение заповедей Божиих, Таинства исповеди и причастия должны способствовать нашему укреплению в Православной вере.

Обретя твердую веру, мы станем способны и близким и дальним, и даже совсем незнакомым людям дать ответ о нашем уповании в истинной вере в Господа нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Павел ФЕДОРОВ,
благочинный Николаевского благочиннического округа

Публикация сайта Майкопской и Адыгейской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *