Какой должна быть община, которая не отвратит человека от Христа? О том, каковы основные проблемы современных приходов, и какие существуют пути их решения, размышляют священники.
«В сельских приходах все упирается
в проблему отцов и детей»
Иерей Иоанн Ковалев, настоятель Михаило-Архангельского храма в деревне д. Новый Двор Минского района (Белоруссия):
– Сразу надо сказать, что правильность взаимоотношений между людьми в приходе как в религиозной организации во многом, конечно, зависит от настоятеля. Управление настоятеля приходом откладывает непосредственный отпечаток на всей структуре прихода. И поэтому, попав на какой-либо приход, побывав на богослужении, мы уже можем что-то сказать о той организации и о той деятельности, которую ведет приход, и которой управляет настоятель. Если не брать финансовую составляющую, то на приходе всегда настоятель сталкивается с определенными проблемами, связанными с прихожанами.
Проблему взаимоотношений на приходе можно разделить на две части. Во-первых, это взаимоотношения между постоянными прихожанами и теми, кого называют захожанами или прохожанами. В городских храмах прихожане – люди разные, и храм не испытывает в них недостатка. В сельских приходах своя специфика: там приходится работать с тем контингентом, который уже представлен. Это, как правило, люди пожилого возраста, которые стояли у истоков этого прихода, и люди нового поколения. По сути, все упирается в проблему отцов и детей. В городских храмах, может быть, эта проблема не так остро выражена, но сельским приходам порой из-за недостатка молодежи сложнее развиваться.
Для приходов присущи те же проблемы, которые характерны для любого коллектива, то есть определенное брожение в умах, стремление и гонка за тем, чтобы тебя заметили. Решать их можно по-разному – или путем жесткого регулирования, или более лояльными методами. Мне кажется, каждый человек в храме – и клирик, и прихожанин – должен понимать, что мы приходим в церковь к Богу, а приход – то место, где мы непосредственно соприкасаемся со всей полнотой Церкви, поэтому недопустимы взаимные подозрения, разногласия, зависть, стремление выделиться. Бывает и такое, что прихожане даже разбиваются на лагеря, особенно в тех приходах, где есть несколько батюшек, и это не является духовно здоровой ситуацией. То есть, помимо «проблемы отцов и детей», существенна еще и такая проблема, как стремление свои личные интересы, свое видение жизни прихода продвигать как единственно правильное, не прислушиваясь ко всем остальным.
Возможно, это и является одной из причин снижения посещения храмов. Известны истории, когда человека в церкви встречает какая-то бабушка, что-то ему говорит, и человек обижается. Испорчена первая встреча с Богом. А ведь считается, что первая встреча – самая важная. Не каждый член общины готов к этой первой встрече, особенно не отлажен механизм встречи человека в приходах, где один священник или малый штат священников. По сути, это проблема и миссии, и катехизации. Нам не хватает правильной работы с людьми, и надо что-то менять.
«У людей на приходе зачастую нет возможности
просто пообщаться, узнать о проблемах друг друга»
Иерей Сергий Ярмолович, клирик Свято-Троицкого собора в белорусском городе Слоним:
– В православных приходах многие священнослужители уделяют огромное значение богослужению, но, к сожалению, на приходах мало небогослужебной деятельности, ее недостаточно. В результате формируется группа людей, которая приходит в храм, молится, в лучшем случае причащается, но не знает друг друга.
Получается, нет общины как таковой, у людей нет возможности просто пообщаться, узнать о проблемах друг друга. Не зная проблемы другого человека и не зная его самого, мы не можем его любить, потому что мы не знаем, как. В итоге у нас формируется достаточно абстрактное представление о любви: мы должны любить своего ближнего, исполняя заповедь Божию, но на деле это не проявляется.
Один из вариантов попытки объединения людей – это увеличение различных форм небогослужебной деятельности, начиная с общения со священнослужителем. В рамках моей деятельности я сделал воскресную школу для взрослых, для тех людей, которые воспитывались в советский период и хотели бы узнать что-нибудь о Церкви. Сегодня они могут прийти, рассказать о себе и услышать о Христе, просто пообщаться.
Второй момент: у нас была сформирована группа приходского консультирования, где те люди, которые уже узнали что-то о Христе, делятся этим с другими. Этого в нашей общине на самом деле раньше не хватало. Сегодня человека, который приходит в храм, встречает другой человек, который пару лет назад также не мог войти в храм, не знал, что делать, но сегодня он что-то знает и этими знаниями готов поделиться. Если у человека нестандартная ситуация, он знает, когда я свободен и как мне можно позвонить.
Третий этап – миссионерская деятельность мирян. Это мы пытаемся внедрить, но пока это находится на пробной стадии.
Добавлю, что в группе приходского консультирования, образованной мной на приходе, я старался сделать так: пожилые общаются с пожилыми, более молодые общаются с более молодыми, поскольку тогда канал связи практически одинаковый. Мне немного проще: зная некоторые особенности возрастной психологии, я стараюсь найти подход к каждому, вне зависимости от возраста. Психологическое образование здесь немного помогает.
Проблема взаимоотношений поколений – это действительно проблема извечная в связи с тем, что абсолютно каждое поколение и каждый возраст видит все происходящее через призму собственного опыта. Кому-то более молодому кажется, что силы есть на все, к более зрелому возрасту понимаешь, что не все так просто. Проблема поколений существовала и будет существовать. Однако, подходя к Чаше, мы все равны вне зависимости от пола, возраста, достатка, семейного положения и социального статуса. На самом деле, это необходимо учитывать. Если священник правильно к этому относится, объясняет это, то в храме этот момент очень сильно сглаживается.
«Нужно понять,
кто такой прихожанин конкретного прихода»
Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского поселка Михановичи Минского района (Белоруссия):
– Сложно говорить про проблемы всех приходов, потому что я этим не занимаюсь. Но мне видится, что действительно есть одна вещь, которую мы упустили.
С одной стороны, существует ряд проблем в управлении приходами, когда прихожане никак в нем не участвуют. Речь не о том, что они не могут собраться и сделать вместе что-то полезное, организовать при приходе какое-то братство, но они не управляют приходом, его финансами и направлением развития, за исключением редких случаев. Многие прихожане хотят этим заниматься, например, как в Западной Европе, где часто церковный совет решает, куда двигаться в разных случаях, куда тратить имеющиеся средства. У нас такого полного самоуправления нет.
С другой стороны, эта проблема полностью не решится до тех пор, пока мы не поймем, кто такой прихожанин конкретного прихода. На каждом приходе есть круг лиц, которые максимально вовлечены в жизнь прихода и кого можно считать прихожанами. Они живут приходом и отдают ему все силы. Есть люди, которые часто появляются в храме, но не так сильно вовлечены в приходскую жизнь. Есть те, кто появляется в храме редко и уходит, совершенно не зная, чем живет приход. А некоторые просто живут около храма и приходят в лучшем случае освятить кулич на Пасху. Они формально считаются прихожанами этого храма, но не до конца представляют, чем живет приход на самом деле. Они просто знают, что храм есть, и что у батюшки машина такой-то модели.
Поэтому, как мне кажется, приходам не хватает действительной вовлеченности прихожан в жизнь Церкви. Да, есть группы людей, которые пытаются помогать настоятелю по мере сил и возможности. Их помощь важна и очень нужна, но, тем не менее, они не влияют на направление развития прихода. Хотя, как мне кажется, было бы полезно и интересно хотя бы в качестве эксперимента посмотреть, что бы из этого получилось.
С другой стороны, такая вовлеченность подразумевает максимальную ответственность – не просто пришел раз в год освятить кулич, случайно попал на приходское собрание и проголосовал. Должно быть так: если я принимаю решения на таком уровне, если допущен в такой круг, я должен нести ответственность за то, что здесь происходит каждый день.
Получается замкнутый круг: прихожанам вроде бы нужно, и они хотят самостоятельно принимать решения на своем приходе, но в то же время они не желают либо не могут брать на себя ответственность за происходящее. Если бы мы попробовали в качестве эксперимента эту проблему решить, то, возможно, получили бы интересные результаты – сплоченную общину, где каждый понимает всю меру ответственности за каждый свой шаг и поступок.
Беседовала Надежда ФИЛИПЧИК