Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - «Вот бы так жить, как говорю...»

«Вот бы так жить, как говорю…»

03:00, 04 февраля 2020
Православие повсюду

Летом в социальных сетях я увидела фото: дети и взрослые расписывают стены в огромном храме. У всех поразительно счастливые, вдохновенные лица. «Кто они все, и кто их так вдохновил?» – этот вопрос привел в рязанское село Дегтяное, где усилиями местного священника протоиерея Константина Михайлова и педагога Натальи Калининой действует семейная мастерская «Зодчий». Отец Константин – профессиональный художник, и разговор с ним зашел об искусстве, пути к вере, «Зодчем» и «духовных провокациях».

Давайте начнем с начала: как Вы стали художником?

– Я жил в Сибири, рисовал с детства. В школе изрисовывал тетрадки – к концу учебы меня уже даже перестали ругать за это. Но только в армии я узнал, что на художников учатся. И вот я вернулся – у меня уже была профессия, я работал вышко-монтажником, мы монтировали буровые вышки. Но я поехал в Рязань, поступил в художественное училище.

Почему именно в рязанское?

– В то время мои родители из Сибири переехали в Набережные Челны. Там я познакомился с художником. Вячеслав Иванович Морозов был выпускником как раз рязанского училища. Буквально за два месяца он меня подготовил к поступлению. Я пришел к нему со своими детскими рисуночками – Вячеслав Иванович говорит мне: «Всё в печку». Представляете? Меня всю жизнь в семье хвалили за эти рисунки, а тут в печку! У меня всё внутри сжалось, но я все бросил в круглую такую небольшую его печку… Он после говорил, что если бы я отказался сжигать, учить не стал бы. Говорят же: «Почему нет старцев? Потому что не осталось учеников…». Это очень важно – уметь быть учеником.

В тот период Вы уже были верующим?

– Нет, в церковь я тогда не ходил. Но «сочувствующим», пожалуй, был, только толком ничего о вере не знал.

Я окончил училище, еще во время учебы женился. Потом непоседливая моя натура понесла меня на псковщину, в Пушкинские Горы. Это же был период «перестройки». Я тогда буквально за три месяца летом на Арбате заработал на дом в Пушкинских Горах. Время такое было: только открыли границы, иностранцы боялись, что скоро снова закроют, и в ажиотаже скупали у русских художников всё. Буквально: «плюнул» на холст – забирают за 20 долларов.

Все, что нужно знать о современном искусстве?..

– Серьезно. Бородатая история: в Суриковском институте ребята «отдыхали», под ногами валялся холст. По нему ходили, пепел стряхивали. А один парень взял, дорисовал на этом холсте нотный стан – за 150 долларов продал.

В общем, я купил дом в Пушкинских Горах. Тогда Святогорский монастырь еще не был открыт. Открывался он при мне, я ходил туда на этюды. Первым игуменом монастыря назначили отца Сергия. И вот я стою в монастыре, пишу этюд (он, кстати, до сих пор у меня сохранился). Отец Сергий подходит: «Почему без благословения?» А я ж не знаю, что такое «благословение». Отвечаю нагло: мол, всегда здесь пишу. «Надо взять благословение!» – «Ничего не знаю, вот допишу и уйду!» – «Тогда сейчас уходи!» – «Да с чего вдруг?» – «Может, милицию вызвать?» – «Вызывай!» Представляете? А потом монастырь расширился, там появился отец Кенсорин (Федоров), он был раньше келейником бывших валаамских старцев в Псково-Печерском монастыре. Тут и началось мое воспитание – я стал ходить на службы, монахи меня многому научили.

«Мужская дружба начинается с драки», так выходит?

– Да, так и вышло. И так я жил, вольным художником. Ходил в монастырь, общался с монахами, мне это нравилось.

Потом какое-то время я общался с родней в Иваново – они состоятельные люди, промышленники. Так вот, они построили храм, где батюшка предложил мне служить с ним вторым священником. Я тогда отказался. Но все же поехал в Сергиев Посад, хотел получить совет старца. В общем, после некоторых перипетий я получил благословение рукополагаться в Ивановской епархии.

А в Рязанской епархии как оказались?

– Я захотел открыть иконописную мастерскую. Для этого – рассуждал я – лучше подходит Рязань, где я учился. В Рязани художников много! А священником я тогда еще был совершенно неопытным, молитвы-то многие не знал. Для меня архиерей – это был просто такой дедушка с бородой. И вот я в своей нагловатой манере прихожу: «Владыка, отпустите в Рязань». Он странно так на меня посмотрел – и отпустил. Я пришел в Рязани к архиерею (тогда это был владыка Симон), ждал в приемной вместе с еще одним священником. Он в тот день получил приход в Киструсе, а я по соседству, в Дегтяном.

И иконописная школа, наверное, так и не состоялась?

– Нет, школа была, позже. А сначала – в храме лужи, вместо окон доски приколочены, крыша течет. Вот до сих пор храмом и занимаюсь. Спустя время смотришь на это всё и понимаешь, как Господь тебя вел. Ты брыкаешься, дерзновенничаешь, решаешь по-своему, но если Богу угодно, хоть как трепыхайся, тебя вот так достанут из толпы и поставят на служение.

Как Вы служили, если ничего не знали? Сегодня нельзя стать священником без специального образования, а как тогда?

– А вот так. Я ездил, запоминал и местами даже записывал службу за одним батюшкой. Он поначалу испугался: думал, я хочу какую-то жалобу на него написать. В семинарии несколько лет «сидел» во втором классе, заочно. Проповеди пробовал готовить: выхожу на амвон – ничего не получается. А потом скажешь: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» – и полилось. Не сказал, забыл – опять ничего не получается. А так говоришь – сам слушаешь, думаешь: «Вот бы так жить, как говорю…»

Места в Дегтяном живописные. Удается совмещать священство и творчество?

– Здесь лет двадцать я не брал в руки кисточку. Свои старые картины продал, осталось несколько – вот, портрет матушки, например. Дом в Пушкинских Горах тоже продал. Потом как-то ко мне приехали друзья-художники. Ты, говорят, что киснешь сидишь, бедствуешь? А в тот момент дети подрастали, жили действительно бедно… В итоге с их подачи я снова стал писать, стал на пленэры ездить.

Думаю, здесь тоже есть Промысл Божий. Ведь художники – народ интересный. Объявляют себя кто буддистом, кто кришнаитом. А потом общаемся, у них начинаются вопросы, я отвечаю. Кто-то просит молитв. Потом некоторые уже приезжают, помогают в храме. Я приспособился: готовлю рисунок, размечаю на стене сюжеты – им остается только написать, это профессионалу недолго.

Двадцать лет без творчества – смерть для художника… Что это было – попытка смирения? Неофитство?

– Да, когда я узнал Бога, у меня первые года два была эйфория, все мирское – в сторону. Весь окрыленный, все получается, все спорится… А потом Господь как бы говорит: «Давай дальше сам».

И, наверное, пришло уныние, ушло творчество?

– Нет. Скорее, я для себя поднял вопрос об изобразительном искусстве – что оно, для чего? Я помню, как сидел, смотрел в окошко. Смотрел и думал: вот оно, настоящее изображение, совершенное. А что мой пейзаж? Он мертвый. И я понимаю, что создаю карикатуры на творчество Бога. Я, получается, обманываю людей вместо того, чтобы показать им саму природу, научить видеть ее, как дети. У взрослых все «съел» интеллект: они не смотрят на природу, а заменяют ее продуктами собственного разума. И я, вместо того, чтобы учить людей вживую видеть красоту Божьего мира, «впариваю» им свои картинки – мертвые – за деньги и за тщеславие.

Сурово. Этот вывод со временем как-то изменился? Все-таки человек создан по образу Божию, и потребность творчества у него в крови…

– Нет. Вы знаете, я могу поддержать беседу на эту тему. Я сам вернулся к творчеству. Но если смотреть глубоко, оно все равно отвлекает от главного – от самой жизни, от непосредственного ее восприятия. Ты взял кисть, начал думать, что-то сопоставлять – твой интеллект работает, но ты в этот момент не живешь. Взрослые вообще со временем все больше «перестают жить». Как старец в Печорах говорил, «родился – уже смердеть начал». Мы думаем, решаем проблемы, впадаем в грехи… Наши мысли уводят нас от Бога. Это, знаете, как выключатель, «серединки» нет: либо ты с Богом, либо нет – сам с собой, своими мыслями, с бесами… В общем, вот как-то так шел – и идет – процесс моего христианского становления…

Еще только идет? – Ну да. Конечно, я стал священником, и что? Говорю проповедь – сам слушаю. Только сейчас начинаю понимать некоторые вещи. Например, что такое смирение. Я все о нем могу рассказать, но немного понимать начал только сейчас, когда уже тут побило, там побило…

А расскажите про ваш с Натальей Калининой проект – семейную мастерскую «Зодчий». Как родилась такая необычная идея? Мы с Натальей Вячеславовной познакомились давно, пообщались, и я понял, что у нее смысл жизни – отдавать себя, что ее главная тема – семья, воспитание. А для себя я тоже понял, что семья включает все основные темы жизни. Так мы стали делиться планами по просвещению семей, молодежи. Так-то много с кем мы и раньше занимались: я возил местных детей в Театр кукол, ко мне реконструкторы приезжали, собирал футбольную команду – ездили, устраивали матчи в окрестных селах, приглашал режиссера – ставили здесь спектакли.

Со временем я понял, что все это можно оптимизировать, сделать просветительскую программу, объединив усилия с Натальей Вячеславовной. Но не просто просветительскую программу – в одно ухо влетело, в другое вылетело – а такую, в которой человек сам бы что-то активно делал. Смысл в том, чтобы участник какой-то этап прошел, потрудился, пережил – тогда этот опыт становится его личным достоянием. Так и появился «Зодчий».

Чем занимаются участники мастерской? В этом году дети помогали расписывать храм: вырезали трафареты, сами смешивали колер, наносили узоры на колонны. Что-то мы, взрослые, потом подправляли: смысл не в том, чтоб они много сделали – смысл в том, чтобы потрудились, запомнили этот опыт. Потом ребенок подходит через год: «Ой, а этот кусочек я делала!» «А представляешь, – говорю, – ты в 70 лет придешь с внуком и сможешь сказать то же самое». Это главное: чтобы у ребенка осталось чувство радости, чтобы он видел, как постарался – и у него получилось.

Не боитесь, что кто-то испортит старую роспись?

– Здесь уже не восстановишь росписи. В храме было зернохранилище при советской власти – это еще не самый худший сценарий. Но, к сожалению, у входа солили шкуры, было много соли, впитывающей влагу, и стены пострадали необратимо.

А местные жители помогают в восстановлении храма?

– По-разному. Преемственность поколений прервалась: богомольные бабушки умерли, а новое поколение уже не знает ничего, и им это не интересно. Но, конечно, Господь дал помощников, некий «костяк» неравнодушных людей. Как началась реставрация росписи? Из всего храма сохранился один столб, где роспись подстерта, но подлежит восстановлению. Я поначалу просил прихожан: «Давайте соберемся, вместе подштукатурим». «Мы не умеем! – Так я вас научу». А потом я уже буквально «поймал на слове», и пришло несколько человек, я показал технологию, мы работали четыре дня. Тут еще одна женщина пришла: «Хочу потрудиться». Потом пара штукатуров приехала – оштукатурили нам весь придел! За работу копейки взяли. Так, с миру по нитке, и появилась возможность работать дальше. Мы и сегодня рады любой помощи.

Расскажите про пленэры с участниками «Зодчего». Есть у Вас какие-то особые секреты обучения?

– Можно всех посадить и начать «учить»: так правильно, так неправильно, но по сути-то что нужно? Нужно быть добрым, светлым, нужно творить по принципу «как получится – так и хорошо». Потому что, когда ты добрый, то, что б ты ни делал, все получится хорошо! Учить нужно прежде всего этому.

Всего-то ничего, «быть добрым и светлым»! Но как?

– Для этого Господь и оставил нам Церковь, Евангелие.

А если Евангелие читаешь, в церковь ходишь, но все равно не получается, все равно ты вечный «гав-гав»?

– Да я и сам «гав-гав», особенно, с родными, с сыном, например. «Гав» означает, что тело начинает довлеть над душой, душа и совесть «на задворках», а тело «гавкает», слушаясь бесов. Единственный способ с этим бороться – молитва… Тогда человек находится здесь с Богом.

Есть планы по расширению мастерской?

– Да, у нас огромная программа! Хотим организовывать здесь просветительские фестивали, принимать большее количество людей. Устраивать «духовные провокации».

Почему «провокации»?

– Да, слово грубое, непривычно. Расскажу для примера: к нам однажды приехали барды, но мы не стали делать «официальный» концерт, а обустроили место на берегу озера: самовар, костер, лавочки. Барды сидят, поют на закате хорошие песни… Сразу столько народу из села собралось!

Так почему «провокация»? Дело в том, что когда ты человека учишь, намеренно внушаешь что-то, то у него в одно ухо влетает, в другое вылетает, потому что сердце не открыто. А искусство – возвращаясь к вопросу о нем – способно открывать сердце человека. Человек во грехе находится фактически в животном состоянии, а тут, например, под влиянием музыки, у него «вздрагивает» сердце, он начинает чуть иначе чувствовать и мыслить. Сердце под воздействием искусства становится восприимчивым к духовному воздействию – как благому, так, кстати, и бесовскому. Главное, какие силы потом будут действовать на эту восприимчивость.

Хочется, чтобы наши мероприятия – музыка, пленэры, кинопоказы, беседы – раскрывали человеку сердце, провоцировали, то есть подводили его к главным вопросам, которые он уже задаст себе сам.

Беседовала Елена ФЕТИСОВА

Фото Юлии Рыбкиной

Публикация газеты «Логосъ»
(Рязанская епархия)

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх