Кажется, невозможный сюжет: в российской столице построенному в соответствии с законом православному храму, вокруг которого собралась большая и дружная община, угрожает снос. Причем решения принимаются вопреки воле местных жителей, ясно выраженной на общественных слушаниях. Как такое может быть?
Все началось с того, что около года назад к настоятелю прихода в честь Преображения Господня в Старом Беляеве протоиерею Роману Маркову пришли люди, представившиеся авторами проекта застройки Обручевского района, и сообщили, что трасса пройдет прямо по территории, выделенной приходу для возведения храмового комплекса с будущим каменным Преображенским храмом, звонницей, приходским домом и иными строениями. При этом на пути строительной техники оказывалась действующая деревянная церковь во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
– Эти люди положили передо мной свои чертежи, сказав: «Мы хотим вас проинформировать, что будет так». До того никто со мной не встречался, не обсуждал данный проект. Для меня как настоятеля, для всего нашего прихода это стало полной неожиданностью, – рассказал отец Роман корреспонденту портала «Приходы».
Как оказалось, до публичных слушаний относительно планировки территории, которые требовалось провести согласно требованиям закона, оставалась всего пара дней. И все-таки удалось мобилизовать приходскую общину, жителей Обручевского района Москвы, общественность: за очень короткое время было собрано около семи тысяч подписей, а пришедшие на заседание большинством голосов выступили против этого проекта. В заключении Окружной комиссии по результатам слушаний заказчику проекта было рекомендовано изменить трассировку дороги в обход храма преподобного Иосифа Волоцкого.
Какова ситуация на данный момент, миновала ли опасность сноса действующего православного храма, мы спросили настоятеля прихода.
– Прошло около года, и вот несколько месяцев назад на сайте мэрии мы обнаруживаем «Вестник Мэра и Правительства Москвы» №37, в котором было опубликовано постановление городского правительства о реконструкции Обручевского района. И видим, что на карте, где изображена территория нашего храма, никаких изменений нет: как планировали провести дорогу по приходской территории, так она и проходит. Естественно, мы протестуем, подаем запросы во всевозможные организации, связанные с этой историей.
Недавно в префектуре состоялось совещание, в ходе которого нам сказали, что проекта данной дороги еще не существует, трассировка не сделана. Но в то же время на опубликованной «Вестником» карте мы видим проведенные «красные линии», в пределах которых будет построена эта дорога. И эти линии заходят на территорию нашего храма. Спокойно отнестись к такому мы не можем. Мы хотим, чтобы ни в коем случае не был снесен ныне действующий наш храм, чтобы не было проблем с дальнейшей застройкой участка храма, предусматривающей, согласно плану, возведение храмового комплекса.
К настоящему времени вопрос не решен. Мы пока не получили ответы от разных организаций, в которые направили запросы в связи с этой ситуацией.
А какие строения будут входить в храмовый комплекс?
– Когда проектировали наш комплекс, мы исходили из генерального плана застройки города Москвы по состоянию на 2010 год. По тому плану дорога должна была проходить вдоль границы храмовой территории, не нарушая ее.
В настоящее время ведется строительство каменного храма в честь Преображения Господня, который будет вмещать около двух тысяч человек. Строительные работы идут полным ходом: сделано свайное поле, обустраивается котлован, далее будет заливаться бетонная «подушка» и так далее.
Если дорога будет проведена по территории нашего храма, это разрушит архитектурный план комплекса. И даже с эстетической точки зрения, надо сказать, местность будет изуродована: полноценный выход на улицу Обручева с церковной территории окажется перекрыт, рядом со входом в каменный храм мы получим активно действующую автотрассу, а значит, белоснежные церковные стены быстро закоптятся.
Кроме того, в таком случае мы лишимся возможности построить здание для размещения миссионерского центра, в рамках которого уже сейчас работаем с людьми, отпавшими от церковного общения, возвращаем их в лоно Матери-Церкви, совершаем чин присоединения. При нашем приходе также действует школа по подготовке миссионеров для Юго-Западного викариатства г. Москвы, активно ведутся другие виды деятельности.
Например, в сотрудничестве с Федерацией смешанных единоборств «Золотой Витязь» мы занимаемся физическим и нравственным воспитанием детей, и для этой работы планируется построить на приходской земле спортивный зал. Конечно, для всего этого нужны помещения помимо храма и колокольни.
Как относятся местные жители к подобной перспективе?
– Они нас поддерживают. Многие являются прихожанами нашего храма, окормляются в нем, участвуют в Таинствах церковных, а также и в миссионерской, социальной деятельности, которую ведет наш приход. Поэтому они стремятся наш храм отстоять. Как я уже говорил, семь тысяч подписей были собраны в считанные дни перед слушаниями в прошлом году.
Насколько может уменьшиться приходская территория, если соответствующие инстанции не прислушаются к мнению жителей?
– На пятьдесят соток, то есть примерно на треть: сейчас под строительство храмового комплекса отдано 1,4 гектара. На двух третях участка строится большой каменный храм, рядом будет стоять звонница, а на той территории, которую планируют отрезать, у нас должен быть возведены миссионерский центр, дом причта, другие необходимые для приходского служения постройки. Также там находится действующий деревянный храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого, и мы надеемся, что не лишимся его.
Это единственный действующий в настоящее время храм у вас на приходе?
– Да, богослужения совершаются в нем уже одиннадцать лет.
Получается, уже сейчас приход испытывает нехватку площадей для своей внебогослужебной работы, а в дальнейшем, со строительством большого храма и дальнейшим ростом прихода, проблема будет становиться все более острой?
– Да, конечно. Сейчас у нас стоит деревянная воскресная школа, в которой есть два класса. Это очень мало. Мы задействуем имеющиеся помещения по определенному графику: у нас проводятся занятия и детской воскресной школы, и библейская школа для взрослых, и викариатская миссионерская школа.
Миссионерское служение – очень важная часть нашей жизни. Я возглавляю Епархиальную комиссию по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия. Сфера ответственности нашей комиссии распространяется на всю столицу: в каждом викариатстве, в каждом округе организована противосектантская деятельность, и мы ее курируем. На территории нашего прихода часто проходят миссионерские мероприятия и собрания. Конечно, помещений для этого остро не хватает. Мы планируем построить просторное каменное здание, к котором все эти нужды были бы учтены.
Беседовала Наталия БУБЕНЦОВА
Иллюстрации с сайта Преображенского прихода в Старом Беляеве