Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Приходская демократия по-балкански

Приходская демократия по-балкански

Уже второй месяц продолжаются православные волнения в Черногории, все больше людей, включая жителей горных сел, присоединяются к протестующим. Молебные шествия с иконами, хоругвями и плакатами одновременно проходят во всех городах и крупных поселениях. Число участников продолжает расти каждые выходные, исчисляясь уже сотнями тысяч, что составляет весомую долю населения этой небольшой балканской страны. Что и почему мобилизовало такое мощное народное движение?

Одна страна – две церкви?

Стоит начать с того, что Черногория – страна с преимущественно православным населением. Подавляющее большинство приходов там вот уже как сто лет пребывает в юрисдикции Сербской Православной Церкви, эти приходы входят в Черногорско-Приморскую митрополию и три епархии, которые располагаются на территории Черногории (кстати, две из них находятся в границах страны только частично). Черногорско-Приморскую митрополию с 1990 года возглавляет митрополит Амфилохий (Радович).

Наряду с тем существует малочисленная «Черногорская православная церковь», насчитывающая всего несколько приходов по всей стране. Искусственно созданная и самопровозгласившая свою автокефалию в девяностых годах прошлого века, ЧПЦ не признана ни одной из Поместных Православных Церквей и упоминается как искусственно сформированная извне и даже политически ангажированная религиозная структура. И стоит добавить, что до конца прошлого года ЧПЦ не воспринималась всерьез.

Кто начал первым

27 декабря 2019 года парламент Черногории с подачи президента Мило Джукановича принимает весьма неоднозначный закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом статусе религиозных общин», который, по сути, предполагает изъятие собственности Сербской Православной Церкви на территории страны и передачу ее во владение самостийной «Черногорской православной церкви» во главе с лжемитрополитом Михайло Дедеичем – бывшим священником Константинопольского Патриархата, в 1997 году запрещенным в служении, а впоследствии лишенным сана и отлученным от Церкви Синодом Константинопольской Православной Церкви.

Более чем 650 объектов, принадлежащих Сербскому Патриархату, в том числе такие почитаемые в народе святыни, как монастырь Острог и Цетиньский монастырь Рождества Богородицы, оказались под угрозой передачи непризнанной местной церкви.

«Род старше власти»

Именно стремительное и безапелляционное принятие этого закона спровоцировало массовые протесты. Дело в том, что православное большинство идентифицирует себя как черногорских сербов, носителей сербской культуры и традиций. К тому же национальная и религиозная идентичность тут очень тесно связаны: вера глубоко укоренена в образ жизни, а образ жизни, в свою очередь, строится на родовом, клановом сознании. Многие местные жители знают свою родословную на несколько веков назад, вплоть до «белых орлов», предков – основателей рода, а главный домашний праздник – это «Слава», день святого покровителя семьи.

Поэтому мобилизация верующих, по сути, превращается в мобилизацию кланов, семей, общин, в мощное народное движение, затрагивая все возрастные группы.

Соответственно, принятие нового закона и намерение государственного руководства фактически национализировать имущество Сербской Православной Церкви на территории страны было воспринято православной общественностью как «попрание заветных святынь» и посягательство на традиционные общественные устои.

С прихода по сотне

В Подгорице, Никшиче, Будве, Которе, Герцег-Нови и других крупных и малых городах толпы людей с православной символикой под предводительством священников вышли на улицы, скандируя «Недамо светине!» («Не дадим святыни!»). Сначала их были десятки. Потом сотни. И теперь – десятки и сотни тысяч.

Организация протестных маршей координируется сразу и на приходском уровне, и через социальные сети. Священники и активисты поддерживают контакт через мгновенные сообщения, координируя марши, приглашая выступить всех желающих – и народных музыкантов, и старожилов, и маститых историков.

Тем временем активно ужесточается протестная риторика, лидеры оппозиционных партий и руководство Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви требуют срочной отставки президента Джукановича, с амвонов порой звучат призывы к свержению «безбожного правящего режима». Однако духовенство призывает демонстрантов сохранять мирный характер шествий, не использовать пиротехнику, не увлекаться резкой риторикой. Все слушаются священников, даже молодежь, участие которой в протесте заметно нарастает.

Немилый Мило

Несмотря на растущую оппозицию принятому закону, президент Мило Джуканович категорически отвергает переговоры с протестующими относительно судьбы этого документа и настаивает на «юридическом решении, которое было тщательно, долго и хорошо подготовлено». «Не верю, что кто-то, если он серьезный политик, может рассчитывать на отмену закона, который принят после такой длительной подготовки. Если бы мы считали, что этот закон надо отменить, то мы бы его и не принимали. Призыв к диалогу означает призыв обсудить имплементацию этого закона», – также заявил он.

23 января в Иерусалиме прошли переговоры Мило Джукановича с президентом Сербии Александром Вучичем, по итогам которых участники встречи были вынуждены признать, что их мнения относительно церковной ситуации в Черногории остаются диаметрально противоположными.

«Мы долго разговаривали о положении сербского народа и недавно принятом в Черногории законе о свободе вероисповедания и согласились, что наши позиции очень удалены и по этим вопросам нет возможности достичь общей позиции. В то же время мы разговаривали как цивилизованные и ответственные люди, отдающие себе отчет, что Сербия и Черногория не должны быть противопоставлены друг другу и необходимо в кратчайшие сроки продолжить переговоры ради снижения напряженности и поиска решения», – заявил сербский президент Вучич.

Шаг вправо

И тогда Православная Церковь, можно сказать, берет политический процесс в свои руки – как хоругви на мирных шествиях. «Это не политически контролируемое сопротивление, это сопротивление исходит из бытия народа. Оно продолжится, в этом не стоит сомневаться, пока этот безумный закон власти не отменят», – заявляет митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Один из архиерейских наместников (аналог благочинного в Русской Церкви – прим. ред.) подытоживает фразой, которую подхватывают все приходы: «Если президент Мило Джуканович не отменит закон, то закон отменит его!»

Координаторы православных протестов призывают народ к участию в молебных шествиях с иконами, свечами и хоругвями дважды в неделю (каждые четверг и воскресенье), а также в дни церковных праздников. На стенах зданий появляется все больше граффити с изображением сербского красно-сине-белого триколора – точь-в-точь как если перевернуть российский флаг. В некоторых населенных пунктах, например, в приморском городе Бар, во время демонстраций отдельные полицейские переходят на сторону протестующих, рискуя своим должностным положением.

В то же время в бывшей столице королевской Черногории Цетинье, оплоте черногорского самосознания, наряду с массовыми выступлениями сторонников Сербской Православной Церкви проходят манифестации в поддержку автокефалии самопровозглашенной «Черногорской православной церкви». Между двумя группами протестующих – сотня полицейских, которые стараются не допустить столкновения.

Правда, уже в начале февраля полицейское управление страны заявило, что полиция больше не намерена обеспечивать охрану порядка на несогласованных акциях сторонников Сербской Православной Церкви. По факту это является попыткой властей хоть как-то контролировать ситуацию, вынуждая протестующих согласовывать свои выступления с местной администрацией. Стоит заметить, что все предыдущие акции проходили без такого согласования.

Мирно, но не тихо

Однако каждое последующее публичное выступление президента, премьер-министра и других представителей правящей Демократической партии социалистов Черногории лишь подогревает протестные настроения. В конце января Синодом Сербской Православной Церкви принято решение оспорить в Конституционном суде Черногории закон о свободе вероисповедания. При этом Страсбургский суд по правам человека отказывает в остановке применения спорного законодательного акта в качестве обеспечительной меры до завершения рассмотрения дела. Это вызывает новую волну возмущений среди сторонников канонической Церкви.

Со всей очевидностью такое массовое противостояние спорному закону приведет к его приостановке или отмене. Но самое важное, что, не желая того, правительство, по сути, консолидировало гигантскую спавшую до этого народную массу. Благодаря почти двухмесячной протестной мобилизации произошло удивительное усиление роли священнослужителей в общественной жизни Черногории. Как черное, так и белое черногорское духовенство сербской юрисдикции от шествия к шествию приобретает все больший авторитет среди православного населения, священники и архиереи становятся не только духовными, но уже, пожалуй, и политическими лидерами большинства жителей страны. Приходская жизнь активизируется и наполняется острой политической риторикой.

Обращает на себя внимание и роль социальных сетей. Хорошо организованные и спланированные демонстрации, многолюдные молебны в немалой степени объясняются имеющейся возможностью согласовывать свои действия через интернет: клирики и миряне консолидируются в сетевых группах, договариваются о предстоящих акциях, ежечасно делятся фотографиями и видео с прошедших манифестаций, обмениваются личными мнениями и последними новостями.

Нисходящие потоки

Начиная с конца января, к протестному движению, помимо горожан, подключаются сельские жители. Координируясь через группы в «Вайбере» и «Фейсбуке» не согласные с новым законом селяне спускаются с гор в близлежащие города, по дороге присоединяясь к шествиям и молебнам.

В некоторых городах приморья, как, например, Герцег Нови, священники и миряне на лодках и катерах с православной символикой выходят в море, и буквально на волнах служится лития о вразумлении властей предержащих.

Параллельно с этим в соседних Сербии, Боснии и Герцеговине также начинают набирать обороты многолюдные акции солидарности с верующими Черногорско-Приморской митрополии Сербского Патриархата. С уверенностью можно утверждать, что в данный момент на просторах бывшей Югославии фокус внимания сосредоточен на черногорском религиозно-политическом конфликте.

Учитывая всю неоднозначность происходящего сейчас в Черногории, важно отметить, что последние события здесь стали для многих неожиданными. Такая реакция верующих – новость для всего православного мира. Мы можем наблюдать, как мирное, подчас инертное и в чистом виде народное движение в течение неполных двух месяцев консолидировало православное население Черногории (из 620 000 жителей страны почти две трети причисляют себя к Сербской Православной Церкви) и превратило Церковь с ее приходской жизнью в ведущую политическую силу.

События в Черногории развиваются настолько стремительно, что в скором времени на этой базе могут возникнуть новые партии и лидеры страны.

Константин ФЕДОРОВ
в редакции Наталии Бубенцовой

Фото сайта Сербской Православной Церкви

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *