Home / Актуальные вопросы приходской жизни / От «бога в душе» до «я бог»?

От «бога в душе» до «я бог»?

Уже в первые минуты с начала нападения на школу в Казани многих людей начал мучить вопрос: что могло заставить преступника (или, как тогда думали, нескольких преступников) забыть о самых глубинных человеческих чувствах и поднять руку на детей? Разумеется, мелькали и мысли о том, что, может быть, мы вновь столкнулись с терроризмом под исламистскими лозунгами. Но от родных последовали немедленно опровержения: нет, это был тихий, спокойный мальчик, серьезно религией он не увлекался. Тогда почему же созданном накануне массового убийства аккаунте в сети «Телеграм» будущий убийца написал о себе: «Я осознал себя богом не сразу, месяца два назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр, конкретно. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел и начал еще больше ненавидеть»?

Разумеется, побуждения стрелявшего в детей парня, наличие или отсутствие влияния на него со стороны внешних сил и идеологий должны будут сейчас досконально, по косточкам разбирать следователи и психиатры. Но если принять на веру эти заявления убийцы и заверения его родственников о том, что тот не ассоциировал себя с какой-то религиозной традицией, перед нами встает вопрос: не видим ли мы перед собой доведенный до крайней степени пример того, во что может превратиться индивидуум, если начинает искать и видеть бога в самом себе?

Сколько уже приходилось слышать, будто любая имеющая свою историю, установления, священные книги религия только ограничивает человеческую свободу, что она становится клеткой для стремящейся к Богу человеческой души, что обряды, традиции, священнослужители – это всё лишние препятствия и ненужные посредники между свободным человечески разумом и некой Высшей силой, говорить о которой более конкретно – это тоже ненужное ограничение…

Однако если не в религии искать общения с Богом, то где же еще? И вот мы приходим к уже так привычным заявлениям вроде «Бог у меня в душе». Раз человек сам отказывает себе возможности выйти на поиск, остается искать Всевышнего внутри себя. Только вот вопрос: кого или что он там найдет? И как можно определить, с чем же ты столкнулся в ходе поисков, ведь от неприкосновенного эталона для сравнения и выявления подделки, который предлагает верующему религия, человек с «Богом в душе» априори отказывается?

И вот он вглядывается в бездонность (или, если хотите, бездну) самого себя и начинает общаться с с этой бездной как с богом: это очень удобный, комфортный бог, который не поставит в неловкое положение, не потребует от тебя лишнего напряжения сил, не пристыдит и не укажет на необходимость соблюдения норм. Более того, нормы ты теперь создаешь под себя, сам себе поклоняешься, сам себя любишь и уважаешь.

И кто знает, может, для кого-то конечной остановкой на этом пути становится восприятие в качестве бога самого себя?

И не получается ли, что аморфная вера во «что-то высокое» не только бесплодна, но еще и опасна, причем не только в сотериологическом, но и сугубо житейском и практическом смысле? А ведь, пожалуй, только такую веру готово терпеть и даже поощрять современное общество, страдающее смертельным недугом самости и эгоцентризма…

Наталия БУБЕНЦОВА

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *