Поначалу больные никак не могли взять в толк, что это за чудны́е такие девчонки – моют полы бесплатно и при этом радуются. Но потом в сознании людей наступает перелом, и увиденное ими отношение сестер милосердия к труду как к милости Божией заставляет пересмотреть многое. По благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана в Ржеве при храме новомучеников и исповедников Церкви Русской действует организация сестринского милосердного служения. В день начала работы Пятого общецерковного съезда по социальному служению поговорим с Ксенией Моисеенковой из ржевского сестричества о незаметном многим труде милосердия.
В России вновь появились общины сестер милосердия – группы православных мирянок во главе со священниками, объединившихся для оказания помощи больным, сиротам, престарелым, бездомным, бедным. А чем занимаетесь вы?
– Мы являемся церковной общественной организацией и уже более года оказываем помощь по уходу за пациентами, находящимися в государственных социальных и медицинских учреждениях.
Сейчас мы присутствуем в доме интернате для престарелых и инвалидов, а также в стационарных отделениях Ржевской центральной районной больницы: хирургии, кардиологии, неврологии, сердечно-сосудистом центре, детской больнице. Наши прихожане совершают свое служение добровольно и безвозмездно. Все, кто у нас трудятся, работают только ради Христа, тратят свое время, силы искренне и от души. Все держится на личной инициативе, на духовном подъеме, на желании послужить Богу, Церкви, ближним.
Сергей Владимирович Евстратов, заведующий сердечно-сосудистым центром, с пониманием воспринял идею протоиерея Валерия Макарова – помощь здесь действительно нужна. Со старшей медсестрой Юлией Валентиновной Кукушкиной мы быстро подружились и нашли общий язык. Медицинский персонал сначала двояко относился: кто-то с воодушевлением нас воспринимал, кто-то сдержанно. Сейчас все выровнялось. Персонал молодцы – все ласковые, стараются. Не зря медицинские работники во все времена считались эталоном служения людям!
Проповедь делом
Ксения, как давно Вы обнаружили в себе склонность к медицине?
– Получила высшее юридическое образование, работала некоторое время по специальности в Гатчине, в Ленинградской области. Прекрасный город, очень рада, что жила там. Мне нравилась моя работа, но вернулась в Ржев, и поняла, что юристов здесь достаточно. У меня не было особого желания делать карьеру именно в этой сфере, повышать свой квалификационный уровень. Чувствовала, что нужнее в чем-то другом, но не знала, где именно. Кстати, моя мама — медицинский работник, трудилась в Роспотребнадзоре. А меня после 20 лет неожиданно потянуло к медицине.
Когда родилась дочка, мы часто лежали с ней в больницах. И каждый раз по соседству оказывались детки из детдома – в Ржеве, Твери, Москве… Да, конечно, они постоянно болеют, но, тем не менее, думала, это не случайно. Решила, что надо больше обращать внимание на окружающих, а не концентрироваться лишь на собственном ребенке. Стала искать точку приложения своих сил. В это время отец Валерий предложил попробовать себя в социальном служении.
Когда шла первый раз, думала, я же с детства боюсь одного вида крови, как работать буду?! Но милостью Божией, ничего. Стала ходить, потом почувствовала, что не пугает больничная атмосфера, даже наоборот, тянет.
Думаете, со временем в Ржеве может сложится сильное сестричество?
– Семейные обязанности, послушание в храме много времени забирают. Два раза в неделю на два часа ходим, но этого очень мало, хотелось бы большего. Сейчас нам надо укрепиться, сформироваться как православное сестричество, даже больше – как православная семья. Этот период очень важен, и не надо торопиться проскочить ступеньку.
В сестричество приходят по-разному: по благословению духовника в поисках пути христианского служения или с желанием изменить свою жизнь, осознав, что прежде что-то делали неправильно. Господь помогает всем, это правда. Сейчас понимаю, что без сестричества и моя жизнь была намного беднее.
Ксения, отражается ли на повседневной жизни то, что Вы являетесь сестрой милосердия?
– Конечно! Я сама замечаю, что стала более терпима. Когда видишь подлинное горе, уже не размениваешься на какие-то мелочи. Стараешься все прощать людям и любить их.
А что дает Вам помощь больным людям?
– Ощущаю, что, когда начинаешь заботиться о других, Господь заботится и о тебе. Чувствую, как это ни пафосно звучит, что живу не напрасно. Что занимаюсь действительно возвышенным, богоугодным делом. Мне кажется, в современном мире многим людям не хватает такой осмысленности.
Хочется, чтобы люди поняли, что та тяжесть, физическая и психологическая, ничего не стоит по сравнению с тем, что ты даешь человеку. Помогая больному, мы помогаем в первую очередь себе. Сами учимся любить. Помогаешь не только нуждающимся в поддержке, но и самому себе. Учишься сдерживать гордыню, прощать обиды, не давать воли гневу. И когда это хоть частично удается, возникает свет и радость в душе.
Дело христиан в миру – заботиться о несчастных, больных, скорбных, безутешных, убогих. Это наша обязанность. Не считаю, что делаем что-то особенное. Просто выполняем свой долг. Долг каждого христианина – посещать больных. Это заповедано нам Господом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25. 34-36).
Девочки, которые впервые приходили, предупреждали, что боятся больных, боятся общения, боятся какие-то гигиенические процедуры делать. Но сегодня мы втянулись. Мне кажется, самое главное – иметь решимость. Когда человек сомневается, ничего не будет получаться. Если не сомневаться, все получится. Смотрю вокруг – сегодня мало радости в людях стало. Что уж говорить про больных! Заходишь в палату: «Ну что же вы так печальны?» Открою окошко – смотрите, птички поют, шиповник под окнами благоухает. Хочется хоть немного утешить и радость подарить.
Исцеляющая любовь
Да, христиане призваны к радости…
– Совсем недавно правящий архиерей собрал нас всех, и мы вместе с епископом Адрианом и отцом Валерием посмотрели замечательный итальянский фильм. Потрясающее, очень назидательное и поучительное кино – «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». Всем, особенно тем, кто работает в медицине, рекомендовала бы найти два часа и посмотреть. В фильме рассказывается о враче, который всю жизнь без остатка отдал своим пациентам.
Казалось бы, все врачи служат больным. У него были слава, богатство, любовь. Было все, что сегодня мы ищем в этой жизни. А он искал другое. Все оставил, посвятил всю жизнь страждущим. Его любовь исцеляла все пространство вокруг! Люди, окружающие его, обретали радость. До встречи с ним они были безутешные, несчастные, больные, претерпели всякие несправедливости, горести, печали. Кстати, в Католической Церкви этот доктор причислен к лику святых.
Купила в магазине фильм, показала домашним, даже дочка смотрела с большим воодушевлением.
Дома как относятся к Вашему выбору?
– Мама разделяет мои взгляды. Если бы имела здоровье, вместе со мной ходила бы. Помогает советом, поддержка мамочки для меня очень важна. Папа пока не полностью одобряет, переживает, но в целом родители относятся с пониманием, берут часть бытовых забот на себя.
По опыту могу сказать: легче, если есть единомышленники. А дочка тянется! Однажды мне пришлось взять ее с собой – срочно нужно было прийти в отделение, а оставить ребенка было не с кем. Знаю, что детям нежелательно в раннем возрасте видеть тяжелых больных, психика еще неустойчива. Оставила дочь на диване в холле. Смотрю, она уже в палате – разносит еду, помогает девочкам: «А я совсем не боюсь!» Если дома играет с куклами, только в доктора, лечит игрушки. Просит: «Мамочка, возьми меня с собой в больницу! Хочу такую же косыночку носить, как у тебя – с крестиком».
Сейчас протоиерей Валерий Макаров, наш духовный отец, заказал форму сестричества, шьем пробный вариант. Батюшка однажды обронил, что если можно было бы, сам бы с нами пошел! Если в душе этого нет, человек не сможет такое дело организовать. Наш настоятель мне как мать – без лести говорю, очень признательна батюшке за его поддержку. Какие есть сомнения, трудности, отец Валерий всегда совет даст, все разрешит.
Мы все делаем, как батюшка благословит, потому что развитие и состояние сестричества напрямую зависит от работы духовника, от того, насколько священник лично вкладывается в возрастание каждой из нас. Благодаря постоянной работе формируется дух сестричества, который определяет эффективность служения и дает стимул для дальнейшего роста.
Отец Валерий сам подбирает будущих сестер, сам определяет направления нашей деятельности, контролирует духовное развитие. Также мы тесно взаимодействуем с социальным отделом Ржевской епархии.
Наверное, приход храма новомучеников и исповедников не случайно стал площадкой для социальной деятельности?
– Думаю, да. На службах часто смотрю на нашу огромную икону — Собор новомучеников, где изображена и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Эта обитель явила миру образец православного женского служения Богу и людям. Это был уникальный социальный проект. Поразительно, насколько эта идея, опередившая время еще тогда, оказалась жизнеспособной и сегодня!
Помогай кресты нести
Ксения, пациенты знают, что вы представляете Церковь? Как реагируют на появление в больничной палате сестры милосердия люди не верующие?
– Мы никому не навязываем ни веры, ни представлений, ни убеждений. Служение сестры милосердия – это проповедь не словом, а делом. Люди сами откликаются, благодарным сердцем. Все больные драгоценны для нас, потому что каждая встреча – это порученный Богом крест веры, надежды и любви.
Раньше спрашивали: «Вы студенты?» – «Нет, мы приходим из церкви». Но в их положении мало тревожат «вечные» вопросы – больным просто хорошо, когда рядом есть сочувствующий человек. Так же легче болеть!
Много одиноких больных людей, которым не хватает внимания. Они буквально ощущают себя брошенными и ненужными. И как важно посещение отзывчивых людей, которые могли бы просто поговорить, проявить свое участие… Иногда необходимо молча посидеть рядом с больным, мирным сердцем молясь о нем Богу. Не должно быть внутренней суеты, нетерпения, раздражительности, чтобы человек почувствовал, что ты не спешишь, что он в этот момент для тебя важнее всего в жизни, чтобы почувствовал твоё искреннее желание помочь ему. Когда видят поддержку, появляются силы жить. Если больной лежит, никому не нужный, нет и мотивации к выздоровлению.
Есть и положительные примеры?
– В отделение поступил молодой человек. Он лежал, полностью парализованный, молодой, несчастный. Попал в беду: кто-то на нем выместил обиду, и он получил тяжелую черепно-мозговую травму, а травмы головы – самые страшные. Когда вошли в палату, увидели огромные карие глаза, как блюдца, в которых было одно отчаяние. Два дня мы были с ним рядом. Очень смеялись, когда потом анализировали, – как ввалились к нему всей толпой, говорили что-то все вместе. И он заметно повеселел. А когда сказал первое слово, мы вышли на улицу и прыгали как дети – надежда есть, жить будет. Его потом забрали в Тверь, в реабилитационный центр.
Ксения, что бы Вы посоветовали человеку, который сейчас размышляет над тем, сможет он так же помогать людям? Его ли это дело, по силам ли?
– Мне очень нравятся строки из стихотворения схимонахини Августы, написанные в 1926 году. Стихотворение про Симона Киринейского, того самого, который помог Христу нести Крест:
Но тебе остался подвиг незаметный и простой –
Будь как Симон Кириейский, помогай кресты нести!
Их не счесть, всех крестоносцев, позабудь, что ты устал,
Что сам к отдыху стремишься, подойди и помоги.
Это служение приносит такую отраду, какую можно только пожелать каждому в жизни! Не все могут, оказавшись рядом с тяжело больным человеком, сразу быть готовым ему помочь. Но тем, кто может, я бы пожелала не бояться, не откладывать. Даст ли Господь такую возможность еще раз, мы не знаем.
Беседовал Михаил АРХАНГЕЛЬСКИЙ
В основе материала – публикация сайта Ржевской епархии