Какой видят российскую столицу приезжие? Постоянно спешащий город, огромное число людей, домов, машин, магазины, переходы, метро, пробки… Если у человека есть возможность посетить экскурсию, то в памяти еще останется с десяток общеизвестных туристических объектов. Но разве так можно понять Москву, которая изначально строилась как православный город и остается им сейчас, несмотря на все перемены? Кто покажет гостям, да и самим москвичам, душу города? Об этом рассказывает Наталья Костакова, член Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, преподаватель курса «Организация паломнической деятельности» и «Практические занятия. Монастыри и храмы Москвы» в МПИ апостола Иоанна Богослова (РПУ).
Образ Москвы
Проблема организации паломническо-экскурсоводческой деятельности стоит сейчас в Москве очень остро. Впервые об этом я задумалась, когда на одной из светских экскурсий услышала слова гостьи из Белоруссии: «По роду своей деятельности я часто бываю в Москве, и каждый раз эта поездка вызывает во мне отрицательные эмоции. Дело не в работе. Для меня Москва – очень тяжелый город: вечные пробки, смог над городом, пасмурная погода (бизнес обычно с сентября по май), бешеный ритм, вечная суета, жесткие решения. Каждый день болит голова. Но я точно знаю, слышала, читала, что Москва не такая. Покажите мне, пожалуйста, другую Москву», – попросила она. И мы поехали на экскурсию по московским монастырям с их тишиной, спокойствием, умиротворением, светлыми чудотворными образами.
И так думает не одна она. Так воспринимают этот город не только многие гости столицы, но и москвичи. А ведь Москва – это город, в котором каждый камень, каждый дом дышит Православием. Я даже не говорю сейчас об огромном количестве, к счастью, сохранившихся древних храмов. Они просто в глаза не бросаются, а загляните в многочисленные московские переулки – вам откроется удивительный духовный мир Москвы. Даже само устройство Москвы, ее многочисленные кольца, несут в себе идею торжества Православия.
Конечно, для того, чтобы действительно понять душу Москвы, одной экскурсии недостаточно. И туристические фирмы, действительно, предлагают широкий спектр экскурсий, в том числе и связанных с православной тематикой. Дошло до того, что даже для священнослужителей экскурсии заказывают в светских фирмах. Но и в светском туристическом бизнесе не так много экскурсоводов, которые берутся за эту тематику, – слишком много надо знать не только светской, но и православной информации, слишком большая ответственность за каждое сказанное слово. Вот и получается, что название экскурсии православное, а начинка – хорошо если просто светская, а то и откровенно враждебная Православию, ведь главное в этом случае – прибыль.
Таким образом, на сегодняшний день в Москве мы имеем ряд проблем, и первая из них – то, что не сформирован образ Москвы, как именно православного города.
Кроме того, хотя небольшой спрос на паломнические экскурсии по Москве есть, но даже он не удовлетворен. Мы видим отсутствие квалифицированных экскурсоводов и полное отсутствие именно православных уникальных маршрутов. В столице также практически отсутствует информационное обеспечение православного паломничества.
Паломническая среда
Чтобы решить эти проблемы, необходимо, во-первых, начать работу над созданием в Москве комфортной среды для пребывания паломнических групп.
Эта работа предполагает высокопрофессиональное экскурсионное сопровождение паломнических групп именно православными экскурсоводами.
Важно также подумать об организации питания. Питание таких групп должно осуществляться в трапезных при монастырях в соответствии с православной традицией. В качестве пример приведу трапезную Высоко-Петровского монастыря, где создана очень благожелательная атмосфера, кормят не только доступно, но очень-очень вкусно.
Еще одна задача – организация работы транспорта. Это большая проблема не только для паломнических групп, но и для всего туристического сегмента. Парковок очень мало. Как решить проблему, пока не знает никто.
Необходимо обеспечить доступное проживание. Цена – один из главных сдерживающих факторов для развития православного паломничества. Мест в гостиницах при монастырях немного. Сегодня в Москве есть сеть недорогих хостелов, но там не всегда царит соответствующая атмосфера. Хотелось бы подумать над решением этой проблемы
Информационное обеспечение православного паломничества должно включать в себя как выпуск справочников с указанием православных маршрутов Москвы, путеводителей с кратким описанием святынь Первопрестольной и мест питания и проживания согласно православной традиции, так и создание общего информационного портала по паломничеству в Москве, не зависимого от конкретной фирмы (пример – «Приходы.ру»), где можно было бы оставить свой отзыв о работе той или иной фирмы, поделиться впечатлениями, получить практический совет.
Паломническая карта
Во-вторых, предстоит разработать и подготовить православные экскурсионные маршруты в Москве.
Здесь есть несколько вариантов. Один из них – наполнить стандартные маршруты православным содержанием. Другой – разработать новые паломнические маршруты. Начало этой работе уже положено. Выпускники наших курсов православных экскурсоводов предложили ряд очень интересных авторских маршрутов, на которых они сами могли бы работать. Надо продолжать работу в этом направлении.
Еще один вариант – вводить в паломнические маршруты не только «раскрученные» и всем известные православные святыни, но и небольшие, и вновь появившиеся храмы. Ибо каждый храм – это целый мир. С этой целью Российским православным университетом при информационной поддержке портала «Приходы.ру» был проведен конкурс «Лучший экскурсовод прихода» , где каждый конкурсант мог рассказать о своем любимом храме.
В связи со сложной транспортной ситуацией в городе при составлении маршрутов следует делать акцент, по возможности, на пешеходной доступности объектов. Мне также кажется важным создать методический кабинет для отслеживания экскурсионного материала и освобождения его от всего рода вредных «легенд».
Православные экскурсоводы – кто они?
В-третьих, нужно подготовить квалифицированных экскурсоводов для паломнических групп. Именно этим и занимаются курсы православных экскурсоводов при Российском православном университете.
Вопросы подготовки высокопрофессиональных православных экскурсоводов стоят сегодня очень остро. Такого специалиста нельзя подготовить ни за два, ни за шесть месяцев. Сама профессия экскурсовода требует огромных знаний и опыта, а православный экскурсовод должен быть специалистом еще более высокого уровня: хорошо разбираться также и в богословских дисциплинах, иконописи, архитектуре и т.д.
Поэтому разработана программа глобальной поэтапной подготовки экскурсоводов. Она состоит из нескольких ступеней.
Каждая ступень включает в себя богословскую часть, которая предполагает лекции по различным церковным дисциплинам, и часть практическую, состоящую из четырех ступеней.
1-я ступень – «Основы православного экскурсоведения». Программа составлена таким образом, чтобы слушатели получали знания последовательно, от простого к сложному, от основ экскурсоведения к конкретным маршрутам.
2-я ступень – «Православное Москвоведение. Монастыри и храмы Москвы». Программа также состоит из нескольких этапов, только уже не от простого к сложному, а от основания, от колыбели, от стен Московского Кремля к окраинам.
3-я ступень – «Православные святыни земли русской».
4-я ступень – «Христианские святыни мира».
По желанию слушателя, а также по результатам собеседования каждый может выбрать для себя ту или иную ступень для обучения на данном этапе. После каждого из курсов слушатели сдают экзамены в устной и письменной форме.
Общее дело
В-четвертых, нужно наладить взаимодействие между собой всех паломнических служб Москвы. Цель этого взаимодействия – обмен информацией и выработка единых принципов работы.
Конечно, быстро решить все обозначенные проблемы не удастся, но продолжить (а в ряде вопросов начать) работу в этих направлениях надо.
Наталья КОСТАКОВА
В основе публикации – доклад на круглом столе
«Паломничество как святоотеческая традиция. Подготовка православных экскурсоводов»
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений