Юность за решеткой


Каков главный вызов, перед которым встают подростки, преступившие закон и оказавшиеся в заключении? Для многих основной жизненный вопрос в том, смогут ли они по освобождении начать жизнь заново и пойти другими путями, или же их уже навсегда затянуло в ту трясину, куда они попали «по малолетке». О том, как делают этот выбор заключенные воспитательной колонии, из-за чего священнику бывает сложно найти взаимопонимание с теми, кто за решеткой, и почему нужно заниматься воспитанием не только оступившихся подростков, но и их родителей, идет речь в беседе с настоятелем Ильинского храма Бобруйска протоиереем Виктором Смычником, который также несет служение в воспитательной колонии №2.

Отец Виктор, когда Вы впервые перешагнули порог детской колонии? С каким чувством?

– 14 сентября 2013 года я получил указ о назначении на приход святого пророка Божия Илии в городе Бобруйске, и с этого времени стал окормлять воспитательную колонию №2, так как данный приход был уже закреплен за этим учреждением.

С каким чувством? Страха не было, несмотря на отсутствие опыта. Скорее, это было волнение от новизны и неизведанности, и, конечно, было чувство долга и огромной ответственности. Долг пастыря – идти и проповедовать Слово Божие, а такое специфическое место, как исправительная колония, на мой взгляд, накладывает особую ответственность на священнослужителя. Нужно установить контакт с трудными детьми, несмотря ни на что, помочь им поверить, что Бог любит их и каждый из них для Христа – любимое чадо.

В чем особенность духовного окормления осужденных подростков?

– Моя деятельность священника в воспитательной колонии заключается в том, чтобы помочь понять молодым людям, которые вступили в конфликт с законом и отбывают наказание, что жизнь на этом не заканчивается. Помочь осознать необходимость пересмотреть, проанализировать и исправить ее с помощью Божией.

«Если бы знал человек, – говорит преподобный Серафим Саровский, – что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму». Для каждого из нас тьма – это множество наших грехов. Нет человека без греха. Но в какой-то момент люди по собственной воле совершают поступки, которые нарушают закон. Часто это ведет к наказанию в виде лишения свободы. Каждый человек при этом имеет право покаяться, исправиться, искупить свой грех. Я призван помочь примириться этим людям с Богом и обществом.

Радует, что пребывание священнослужителей в местах лишения свободы разрешено, благодаря соглашению Белорусской Православной Церкви и Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Таким образом, мы имеем официальную возможность духовно окормлять людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Выражаю глубокую признательность начальнику колонии полковнику Николаю Алексеевичу Андросюку за понимание и сотрудничество. Очень рад, что Господь свел меня с т человеком, который не только ответственно относится к работе, но и болеет душой за оступившихся ребят, умеет найти к ним подход и делает все возможное, чтобы вернуть обществу полноценных, законопослушных граждан.

Какие цели Вы ставите перед собой, когда посещаете подопечных?

– Самая главная моя цель как православного христианина и священнослужителя – проявить любовь к осужденным, зажечь сердца верой и надеждой на Божий промысел в их жизни, научить уповать на Бога и приобщить к истинным ценностям.

Нужно помнить о том, что нахождение подростка в закрытом заведении имеет свою специфику. Человек существенно ограничивается в свободе воли как способности осуществить свои желания, живет по распорядку. Здесь присутствует своя психология, установлен особый тип отношений, которые существенно отличаются от привычного нам с вами уклада жизни.

Поэтому важно донести до воспитанников мысль, что жизнь не заканчивается на отбывании срока, и тот период жизни, который проходит в стенах колонии, может стать спасительным для них. Господь прощает неправильные поступки, и здесь, в исправительном учреждении, нужно их осмыслить, искупить и принести действенное покаяние.

Наказали – значит дали наказ исправиться, и моя задача, задача пастыря Церкви – помочь осужденному человеку осознать, что Господь его любит, несмотря на тяжесть греха, дает Свое прощение при твердом решении не повторять своих ошибки и дальше идти по жизни, живя по заповедям Божиим.

Какие перемены происходят с воспитанниками, которые становятся на путь веры?

– Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как воцерковление – это внутренний процесс длиною в жизнь. И я очень надеюсь, что, приняв крещение, посещая богослужения, приобщаясь к церковным Таинствам, которые совершаются в домовой церкви при колонии, эти ребята и после освобождения не забудут дорогу в храм Божий.

К счастью, на моей памяти есть примеры, когда, выйдя на свободу, уверовавшие подростки становятся достойными прихожанами, трудоустраиваются, создают семьи, и, с помощью Божией, живут полноценной христианской жизнью.

Что касается ребят в колонии, то у нас есть осужденные, которые принимают Таинство крещения, регулярно посещают богослужения, исповедуются и причащаются. Многие проявляют интерес к духовной литературе. Положительные результаты приобщения к церковной жизни, безусловно, есть.

Важно, чтобы вера в Бога постоянно подпитывалась участием в церковной жизни и после освобождения. Следует отметить, что условия для принятия веры глубоко в сердце в колонии, возможно, самые оптимальные для этих ребят.

С ребятами со сложной судьбой, наверное, непросто найти общий язык?

– Вообще священник, который служит в колонии, находится в довольно сложной ситуации. Он приходит к осужденным весь чистый, опрятный, радостный, говорит какие-то правильные слова и уходит. Все же, кто отбывает срок, остаются в этом закрытом месте. Поэтому очень трудно наладить доверительное отношение. В то же время главное в общении с любым человеком – взаимное доверие. С ребятами из колонии оно установлено, и наши отношения строятся на доверии. Кроме того, они видят и чувствуют, как искренне мы стараемся участвовать в их жизни, приглашаем на встречи интересных людей, артистов, проводим кинолектории, организовываем спортивные состязания, радуем подарками к праздникам.

Ждут встречи с Вами?

– Вне всякого сомнения. Не могу утверждать, что все, но есть те, которые встречают меня с радостью в глазах. Отношение остальных ребят либо хорошее, либо нейтральное. Это вселяет надежду, потому что личное общение со священнослужителем, приобщение к церковной жизни – прямой путь к вере. И если молодой человек обретет крепкую веру в Бога в исправительном учреждении, то на воле это поможет ему не впасть в грех вновь.

Поддерживаете ли Вы отношения с осужденными подростками после их освобождения?

– Конечно. Они звонят, приходят в храм, обращаются за помощью – как духовной, так и материальной. Бывает, что человек попадает по освобождении в затруднительное положение, нуждается в помощи, будь то вещи, продукты, оформление документов. В таком случае мы также оказываем поддержку, теперь уже в рамках деятельности социального отдела нашей епархии, которым я руковожу. Что касается моральной стороны вопроса, разумеется, мы стараемся помочь обратившемуся человеку ресоциализироваться и стать полноправным членом общества.

Преступниками не рождаются, ими становятся. По каким причинам?

– Более того, ими их делают. И не кто-нибудь, а собственные родители! Нельзя сказать, что эта девочка станет преступницей, а мальчик вырастет вором просто потому, что они такие родились. В жизни каждого ребенка наступает момент, когда начинают формироваться идеалы и принимаются ценности. Если рядом оказывается взрослый, который направит детские мысли в нужное русло, приведет в храм, объяснит смысл Божиих заповедей, трагедии можно избежать. Ведь, по сути, все изложенное в уголовно-процессуальном кодексе – это и есть заповеди Божии. Господь дал людям заповеди для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

Еще раннехристианский философ Тертуллиан утверждал, что душа – по природе христианка. Любой поступок, особенно в раннем возрасте, после которого внутри мы слышим вердикт, что это плохо, или боимся, что о нем узнают родители, – это грех, ошибка, промах.

Объяснить ребенку заповеди можно простыми словами. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен», «Не укради», «Не пожелай ничего чужого» – нарушение этих и других данных Богом правил и уводит ребенка с верного пути.

В Евангелии есть слова: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» Опыт моего малого служения в колонии позволяет утверждать, что родители, как правило, за своих детей очень переживают. Они приезжают на свидания, присылают посылки, сожалеют о случившемся. И они, в свою очередь, также призываются задуматься, проанализировать и пересмотреть свое отношение к ребенку. Ведь не случайно их дети оказались во власти греха. Их непонятых, невыслушанных и недолюбленных детей забрала улица.

Под влиянием таких же ребят, обделенных родительским вниманием, формируются группы подростков, которые пытаются по-своему распорядиться своей искусственной свободой. Часто они пытаются разнообразить свою жизнь острыми ощущениями в виде алкоголя и наркотиков. Об этой беде нас также предупреждает апостол Павел: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5. 18). А большая часть правонарушений среди подростков происходит в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Поэтому главной, коренной причиной преступности среди несовершеннолетних является отсутствие должного внимания и недостаток любви со стороны родителей. И, конечно, отсутствие искренней, твердой веры в Бога.

Отец Виктор, каким будет Ваше пастырское напутствие молодым людям, которые решили начать жизнь с чистого листа?

– Таким ребятам от всей души желаю научиться жить в благодарении Богу, обрести крепкую веру, не сомневаться в любви Божией, всегда помнить о том, что Господь любит нас личностно, каждого индивидуально и жить так, чтобы ничем не омрачить эту Божественную любовь.

Беседовала Елена ВАБИЩЕВИЧ,
редактор сайта Никольского кафедрального собора Бобруйска

Публикация сайта Никольского собора

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *