Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Решение в состоянии «необходимой обороны»

Решение в состоянии «необходимой обороны»

Обсуждения и споры, разногласия, дискуссии как в среде верующих православных, так и безразличных к вере людей вызывают события последних месяцев. О действиях Константинопольского Патриархата на Украине и ответных мерах, предпринятых Московским Патриархатом, высказываются и действительно знающие, авторитетные люди, и дилетанты в церковно-канонических вопросах, а также откровенные провокаторы, пытающиеся смутить верующий народ и вовлечь его в раскольнические процессы. О сложившейся ситуации размышляет епископ Бельцкий и Фалештский Маркелл (Православная Церковь Молдовы). Приводим основные идеи его обращения.

Зачем нужны каноны

Не секрет, что незыблемость вероучения и верность святым канонам, регламентирующим внутрицерковную жизнь, позволило Православной Церкви на протяжении веков выстоять в нескончаемых испытаниях, именуемых искушениями, исходящими от врага нашего спасения, зачастую действующего через человека.

На протяжении столетий идет война против Православия. В наше время она замаскирована под всякого рода псевдогуманистические, либеральные, гордо называемые «демократическими» ценности и прочую фарисейскую «заботу» о православных людях и о состоянии их душ.

Безусловное признание, благоговейное отношение и неукоснительное соблюдение однажды установленных канонов обеспечивало всем нам в течение многих столетий не только мир в своем церковном доме, но и нередко мир между государствами. В то же время развязывание локальных или мировых войн, государственные перевороты всегда сопровождаются попранием законов, посягательством на жизнь, свободу людей, на чужие территории и богатства. В нашем случае, в том, что попираются церковные каноны, мы видим покушение на церковный мир, на духовное, исторически устоявшееся православное наследие.

Раскол как «торжество прав человека»?

Поэтому, на мой взгляд, который основывается и на мнении многих ревнителей истинного Православия, решения Синода Константинопольской Патриархии от 09.10.2018 г. и последовавшую за ним абсолютно естественную реакцию Священного Синода Московской Патриархии от 15.10.2018 г. рассматривать нужно именно в данном контексте. Решения /…/ породили очень много проблем и кривотолков, в которых простому человеку очень трудно разобраться. Тем более, что сразу после их оглашения, как грибы после дождя, у нас появились «экзегеты», которые вроде свои, а на самом деле они не с нами, потому что для них раскол во Вселенском Православии – это не более чем «торжество прав человека».

Даже беглый взгляд на историю дает понять, что церковные расколы провоцируются быстро, а раны от них залечиваются долго и требуют очень больших усилий огромного количества людей, зачастую всех членов Церкви. Именно на предотвращение болезненного, а может быть, и непоправимого развития событий направлено решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15.10.2018 г.

По признанию Святейшего Патриарха Кирилла, эти решения дались не просто. Они были приняты вынужденно, так как иные – долгие и мучительные – попытки предотвратить наступающую беду, к великому сожалению, ожидаемых результатов не дали. Я бы добавил, что решение это принято с болью в сердце и с неумолимым желанием сохранить Святое Единство нашей Церкви. Выражаясь языком военных, можно сказать, что решение это принято в состоянии «необходимой обороны», ибо сила этого срежиссированного «партнерами» нападения на нас и реальный характер следующего за нападением раскола вполне оправдывают и более жесткие реакции. Однозначно, что пассивное созерцание явного беззакония в такой ситуации смерти подобно! Оно равносильно предательству интересов нашей Церкви. И давайте прекратим, наконец, демагогические разглагольствования на тему «Нуждается ли в войнах Христова Церковь?» Нуждается! Еще как нуждается!

Опасность цепной реакции

Предвидя возможную реплику наших «своих», я сразу же уточню: успокойтесь, не о крестовых походах речь идет. Наша Церковь этим не занимается и с «горячими головами» себя не отождествляет. А в данной ситуации противостоять наступающему злу мы просто обязаны, потому что совершенно очевидно, что по цитадели Православия нанесен страшный по последствиям удар. Это может быть началом цепной реакции. За Украиной может последовать Македония или, не дай Бог, Молдова. Ведь здесь тоже много горе-политиков, для которых Святая Церковь, вера Православная и каноничность – всего лишь средство пиара, а оторвать нас от Русской Православной Церкви – их давняя мечта. Последствия, даже самые катастрофичные, их не волнуют.

Лишение православных верующих Молдовы благодатного и молитвенного покрова великого сонма святых Русской Православной Церкви ими не осознается как великая и невосполнимая потеря, потому что они не привыкли думать о завтрашнем дне, о людях, на службу которым они «нанялись». Этим объясняется и то, что Святейший Патриарх Кирилл не смог посетить с пастырским визитом Молдавскую Митрополию. «Наши государственники» дипломатично объясняют (и то только в кулуарах) это тем, что не в состоянии обеспечить его безопасность, да и времени на встречу с Патриархом у них нет.

Трудно в это поверить в принципе. Мысль о каком-либо посягательстве на его жизнь и здоровье не могла возникнуть даже в самых воспаленных головах… особенно в то время, когда встреча с Патриархом Кириллом остается желанной для многих сильных мира сего, а его слово умиротворяет самые воспаленные сердца. Но если ты можешь обеспечить элементарные вещи в элементарной ситуации, то что ты за государство? Лицемерие, как говорится налицо. Особенно, на фоне недавнего образцового обеспечения безопасности президента Турции Эрдогана. Согласитесь, эти риски не сопоставимы. По крайней мере, этот вывод следует из того, что пишут СМИ. На самом же деле, нежелание принимать Святейшего Кирилла в Молдове, это, с позволения сказать, дипломатичное игнорирование желания народа Молдовы, который с любовью жаждал и продолжает ждать встречи со своим Патриархом, с одной стороны, а с другой – это плохо завуалированная форма вмешательства государства в дела Церкви. Упущен при этом и реальный шанс использовать возможности высочайшего авторитета Патриарха Кирилла для решения многочисленных проблем нашего общества.

Политические заказы против канонов

Однако вернемся к каноничности и целесообразности принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви решения. Некоторые его критики указывают на то, что оно справедливо только в случае взгляда на Русскую Церковь как Церковь «империи», что, якобы, она не признает права «церковного устроения в целом ряде независимых государств… в автокефальном статусе». Обвиняют и Патриарха в том, что он якобы делает «священников и мирян разменной монетой… в политических спорах с Патриархом Варфоломеем».

Но, помилуйте, при чем тут политика? Очевидно, что разногласия эти имеют исключительно внутрицерковный характер. И если подобного рода критики не хотят признавать этого, то они очень плохие «борцы за правду» или просто кем-то наняты. Миссия Церкви состоит не в том, чтобы создавать или обслуживать империи. А если кто-то и решился принимать политические заказы, а это видно не вооруженным взглядом, особенно на фоне антироссийских санкций, то это исключительного его личное решение, за которое придется отвечать пред Богом, даже если он и претендует на особые права в православном мире.

Молчать мы не можем, да и не нужно молчать и отстраняться от решения этой проблемы. Мы не «наемник» (Ин. 10. 12), который бежит от ответственности. Мы полновластная, благодатная Христова Русская Православная Церковь и всячески будем напоминать всем, в том числе и Патриарху Варфоломею, а также его единомышленникам, что их свобода кончается там, где начинается наша… Верно и обратное.

Одно только обстоятельство смущает многих людей: как такого рода деятель путает вещи, имеющие диаметрально противоположное значение, не имея особых полномочий (он же «первый среди равных»), берется присваивать, назначать и т.п.? Полагаю, что на языке канонического права такого рода неадекватные действия можно назвать… злоупотреблением служебным положением, причем дерзким. Негоже, наверно, Константинопольскому Патриарху в такой явно недружелюбной манере, просто не считаться с мнением самой многочисленной православной паствы в мире.

Церковные правила никто не отменял

Также трудно понимать, откуда берутся его единомышленники на канонической территории Русской Православной Церкви. Они же внуки (по меньшей мере), потомки расстрелянных или загубленных в лагерях священников, которые не пошли на сделку со своей совестью.

Видимо, годы относительного благополучия и мираж имперского величия былой Византии отбила у Константинопольского Патриархата историческую память о том, что такое горнило гонений, через которые и она проходила, подвергнувшись разграблению и истреблению при нападении иноверных завоевателей. Не знает она и ужасов Второй мировой, когда наших верующих людей – русских, украинцев, молдаван, белорусов, которые как единый православный народ входили в состав единой Русской Православной Церкви – сжигали живьем. Но разве для понимания того, что мир и единство Церкви – это великая святыня, которую всячески нужно оберегать, нужно иметь и собственный подобный опыт? Думается, что уже в силу только этого, самого «свежего» разрушительного в нашей истории периода, назвать нас «церковью империи», наверное, и не верно, и преждевременно.

Еще с апостольских времен успех деятельности христианской Церкви зиждется на строгом соблюдении решений, принятых сначала святыми апостолами, а позднее – святыми отцами Вселенских Соборов. Эти правила действенны и сегодня. И их никто не отменял. И никто, даже высшие иерархические чины, не имеют права игнорировать их. Отхождение от общепринятых церковных правил – большой грех, и с ним надо бороться. Именно поэтому считаем, что решение Синода Русской Православной Церкви от 15 октября – это необходимая мера. Пусть и неудобная, она направлена не оздоровление ситуации в нашей Святой и спасительной Церкви. В подобном положении часто находится хирург, который выпускает гной из пораженного воспалением пальца, чтобы уберечь организм от заражения.

В основе материала
– публикация сайта Бельцкой епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *