Синод Константинопольского Патриархата 27 ноября решил отменить томос от 1999 года, «предоставивший архиепископу-экзарху управление православных приходов русской традиции в Западной Европе». Таким образом, эти приходы потеряли статус самоуправляемого объединения в юрисдикции Константинопольского Патриаршего престола. Как заявлено в распространенном коммюнике, данное решение «отвечает пастырским и духовным нуждам нашей эпохи».
Создание Экзархата, в который вошли общины русских эмигрантов в западноевропейских странах, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), относится к 1931 году. При этом изданный тогда томос Патриарха Фотия II закреплял за ними статус самоуправляющейся русской православной церковной организации, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». Такая ситуация мыслилась лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием (Страгородским, заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола Русской Православной Церкви – прим.)», о чем митрополит Евлогий писал в том числе в церковной печати. «Мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви», – подчеркивал он.
В конце Второй мировой войны митрополит Евлогий постарался возобновить отношения с Московским Патриархатом, и в марте 1945 года им и его викариями было подписано обращение к Патриарху Алексию I с просьбой принять их вместе с приходами под свой омофор. 7 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви вынес постановление о воссоединении управляемых митрополитом Евлогием приходов с Русской Церковью и их сохранении в качестве Западноевропейского Экзархата. С кончиной митрополита Евлогия в 1946 году введение в жизнь принятых решений было затруднено, и после череды событий часть русских приходов в Западной Европе приходов осталась под управлением Константинополя, а часть вошла в Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата.
В связи с развитием отношений Константинопольского и Московского Патриархатов, нормализации которых препятствовала ситуация с русскими приходами в западноевропейских странах, позиция Константинопольского престола по отношению к Экзархату претерпевала изменения. Например, в 1965 году Патриарх Афинагор I и Синод под его председательством, указав на изменение церковного положения с 1931 года, приняли решение об упразднении Экзархата православных русских приходов в Западной Европе, а бывшему экзарху архиепископу Георгию было рекомендовано войти в общение с Патриархом Московским Алексием I «для урегулирования каноническим путем положения возглавляемого им округа». Впрочем, позже, в 1971 году, был издан томос, в котором указывалось, что русские приходы сохраняют внутреннюю автономию как единый церковный организм и связаны с Константинопольским престолом посредством митрополита Франции Константинопольского Патриархата.
В то время, когда Архиепископией русских приходов в Западной Европе в юрисдикции Константинополя управлял архиепископ Сергий (Коновалов), несколько лет действовала рабочая группа, которая в сотрудничестве с представителями Московского Патриархата подготовила проект создания Западноевропейского митрополичьего округа, куда бы вошли приходы Русской Православной Церкви, Западноевропейского экзархата Константинопольской Церкви и РПЦЗ, однако после кончины владыки в 2003 году его преемник не поддержал этот курс.
19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал томос, восстанавливающий за Архиепископией русских приходов в Западной Европе статус Патриаршего экзархата. Такие действия можно было интерпретировать как желание подчеркнуть свою юрисдикцию над приходами русской традиции в западноевропейских странах, теперь же, после принятого 27 ноября 2018 года решения, эти общины вообще лишены возможности жить как единый церковный организм с правами самоуправления.
Константинопольский Патриархат по-своему интерпретирует происшедшие события. «В самом деле, исторические обстоятельства, приведшие к созданию такой структуры сразу после русской революции октября 1917 года, ровно 100 лет тому назад, коренным образом изменились. Мы благодарим Бога за неутомимое мужество, проявленное все эти годы вашими общинами для сохранения богатой духовной традиции пришедшей из России, вслед за кровавыми гонениями нового атеистического режима. Мы особенно радуемся тому, что Мать-Церковь Вселенский Патриархат взяла на себя ответственность и предоставила своё каноническое покровительство общинам, позволив им в полном соответствии с церковными законами жить в свободе равносильной жизни во Святом Духе», – говорится в распространенном коммюнике; при этом подчеркнуто, что решение, которым упраздняется имевший права самоуправления экзархат, «имеет целью еще сильнее укрепить связь между приходами русской традиции и Матерью-Церковью Константинопольским Патриархатом».
Декларируется, что «каждая из этих общин хранит духовное наследие, рожденное из трагической истории, ознаменованной гонениями и изгнаниями, пророчески содействовавшее православному богословскому обновлению двадцатого века».
«Мы хотим здесь ободрить благочестивых верных приходов русской традиции в Западной Европе и их общины. Вселенский Патриархат, движимый пастырской заботой, решил соединить и подчинить названные приходы священным митрополиям экуменического патриархата тех стран, где они находятся, – заявляется в коммюнике, выпущенном в связи с данным решением Константинополя. – Наша Мать-Церковь будет и впредь обеспечивать и гарантировать сохранение их литургической и духовной традиции. Сыновняя связь будет тем теснее с Константинопольским Престолом, что он желает и далее выражать свою пастырскую снисходительность к Божьему народу, находящемуся под его ответственностью».
Редакция портала «Приходы»
В публикации использована информация
из «Православной энциклопедии»