Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Церковной девушке "дамские романы" не во грех

Церковной девушке "дамские романы" не во грех

Церковной девушке «дамские романы» не во грех

Никто не спорит, что воспитание мальчиков и девочек имеет свои особенности. «Значит, верные книги ты в детстве читал», — эти слова из песни Владимира Высоцкого напоминают о том, что «подростковая литература», рассказывающая не столько о романтике приключений, сколько о том, как не согнуться перед лицом неприятностей, как с честью выйти из, казалось бы, безвыходной ситуации, как сохранить достоинство, если победы уже не видать, как не погрешить против совести и не изменить присяге, если остался с врагом один на один, — важная часть, скажем так, «воспитательного процесса». При этом ребенок, почти юноша, оставаясь наедине с книгой, сам делает для себя выводы и выбирает пример среди героев повествования, то есть в сотрудничестве с автором книги становится сам для себя воспитателем. Поэтому столь важно, дабы в руках будущего мужчины оказались по-настоящему верные книги.

А что же девочки, которые быстро и неминуемо взрослея, становятся девушками, неужели для них не существует специфической литературы, с которой они могли бы списывать и примеривать на себя модели поведения? Наступает время, когда девочке становится сложно говорить с мамой о своих новых интересах и ощущениях – мамы далеко не сразу понимают, что их дочка уже повзрослела и вот-вот станет не столько ребенком, сколько женщиной, что ей сложно и неловко в ее переходном статусе, что она не знает, откуда черпать ответы на возникающие житейские вопросы, как теперь вести себя с друзьями-мальчишками, как изменяются отношения в семье, как, в конце концов, подходить к перспективам создания собственной семьи.

Есть такое специфическое понятие, как «дамские романы», но сейчас так обычно называют неловкие повествования весьма фривольного и, пожалуй, даже неприличного содержания, издаваемые огромными тиражами под аляповатыми обложками. Однако не так уж и давно дамскими романами называли книги «про жизнь» для девушек и женщин, более того, зачастую и написанные также женщинами. Разумеется, как и в случае с «мальчишечьей» литературой далеко не все из тех книг можно было б отнести к примерам «высокой» прозы, но за нас, как это бывает, усердно потрудились время и предыдущие поколения читателей, и сейчас в списках ставшей классической литературы XIX века мы можем найти замечательные образцы «дамских романов». Прежде всего это, конечно, произведения Джейн Остин, Шарлотты Бронте (и, пожалуй, также ее сестер), Элизабет Гаскелл и некоторых других.

Скажете, зачем замусоривать ум девочки какими-то выдумками, если есть нравственные наставления святых отцов и духовно опытных священнослужителей, в которых даются разъяснения, как поступать, чтоб не запачкать совесть, не омрачить сознание, не свернуть с верного пути. Все верно, и если девочка воспитывается в православной семье, которая заботится об ее духовном воспитании, если в ранних лет в храме и воскресной школе она познает церковное учение, в том числе по вопросам нравственным, это, конечно, навсегда останется у нее в памяти и в сердце. Только вот неизбежно наступает тот самый «трудный возраст», когда человек в процессе взросления делает первые попытки получить некоторую автономность. Это время характеризуется, в том числе, некоторым отстранением от привычных авторитетов, попытками осмыслить все заново и найти также некие новые примеры, образы, модели поведения. И хорошо, если православной девочке, которая вступила в подростковый возраст и вот-вот станет настоящей девушкой, такие примеры и образцы предоставят на данном этапе не нынешняя массовая культуры и не живущие в логике обезбоженного общества сверстницы, а например, нужные книги, которые заботами предусмотрительной матери найдут свое место на книжной полке над кроватью взрослеющей дочки.

Ну что делать, если девочке в такой ситуации легче воспринять не поучения святых отцов или наставления родителей, а рассказы подруг или художественное повествование, в котором она может узнать те или иные элементы ситуации, в которой оказалась сама. А уж если книга окажется еще и захватывающей, но нравоучительность ее не вызовет отторжение даже в самом трудном возрасте, когда, кажется, протест вызывает все, что относится к «взрослому» миру и навязываемым этим миром правилам, то просто держись, как говорится!

Произведения писательниц, имена которых были упомянуты раньше, предлагают столь широкую палитру всевозможных жизненных ситуаций, что любая читательница найдет для себя что-то важное и полезное. Это демонстрирует даже беглое знакомство с сюжетами данных книг. Читательницы могут вместе с героинями попытаться решить важные вопросы: как вести себя, если из-за переезда семьи ты оказываешься в совершенно чуждой среде, как налаживать с новыми знакомыми отношения и стоит ли вообще это делать (роман Элизабет Гаскелл «Север и Юг»); стоит ли, имея в окружающем тебя обществе некоторое влияние, использовать его для того, чтобы бесцеремонно вмешиваться в судьбы других людей (Джейн Остин «Эмма»); как, находясь в подчиненном положении и в зависимости от других людей, не потерять собственного достоинства и быть твердой в своих убеждениях (романы Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», Энн Бронте «Агнес Грей», Джей Остин «Мэнсфилд-парк»); как, переживая разочарование в собственных чувствах, не озлобиться и не желать зла другим (произведения Джейн Остин «Мэнсфилд-парк» и «Доводы рассудка», роман Элизабет Гаскелл «Жены и дочери»); стоит ли безгранично доверять собственным чувствам, не поверяя их разумом (книга Джейн Остин «Чувство и чувствительность»); всегда ли верным является первое впечатление и верно ли позволить предубеждениям разрушить отношения с другими людьми (книга Джейн Остин «Гордость и предубеждение»). Эти книги английских писательниц показывают также, как важна для человека семья, что почтение и уважение к отцу и матери должны оставаться незыблемыми, даже если подросшие дети начинают замечать в своих родителях недостатки, что братская и сестринская дружба и любовь – одно из великих сокровищ, данных нам Богом в семье, как выбирать будущего спутника жизни, как важно внимание к нуждам и интересам супруга для построения семейных отношений.

А как считающей себя достаточно взрослой дочке объяснить, что богатство избранника не является непременным залогом будущего счастья и, наоборот, что даже при полном безразличии к меркантильной стороне вопроса нужно еще «на берегу» уладить вопрос, на какие средства будет жить молодая семья после заключения брачного союза? Вряд ли влюбленная девушка будет прислушиваться к предостережениям старших, но вот если в ее читательском багаже были, например, произведения Джейн Остин, она, возможно, будет склонна с большей рассудочностью отнестись к перспективам устроения семейного быта.

Забавно, но в одном из замечательно написанных романов Джейн Остин — книге «Нортенгерское аббатство» — остро и безжалостно показывается, в каком глупом положении может оказаться девушка, если она будет без должного осмысления переносить штампы из того или иного художественного произведения в собственную жизнь и строить на этом свое мировоззрение. Наверное, это могло бы быть полезным предупреждением для тех, кто склонен верить всему, что видит «по телевизору».

Получается, такие книги можно сравнить с картинками в издании, полном полезных советов, — они не столько сами учат, сколько помогают осознать и принять ближе к сердцу важные и полные мудрости поучения, которые мы слышим в семье, храме, воскресной школе. Вот только окажутся ли правильные «женские» романы на книжной полке девочки в нужный момент?

Наталия Бубенцова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *