Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Суд над саратовским духовенством. Забытие страницы истории

Суд над саратовским духовенством. Забытие страницы истории

Суд над саратовским духовенством. Забытие страницы истории

Несмотря на то, что за последние два десятилетия изучение первых лет большевистской власти достигло серьезного прогресса, этот период нашей истории по-прежнему содержит в себе немало белых пятен и забытых страниц. Одна из них – судебный процесс над саратовским духовенством, проходивший в 1918-1919 годах. Что мы знаем о нем? Практически ничего. А между тем именно на таких региональных акциях устрашения большевики отрабатывали тактику будущих гонений на Церковь, которые всего за несколько десятилетий поставили ее на грань выживания.  Восполнить этот пробел в русской историографии взялся кандидат исторических наук А.И. Мраморнов, чья книга «Судебный процесс над саратовским духовенством в 1918-1919 гг.» была представлена читателям 28 марта в Новоспасском монастыре. 

Книгу выпустило издательство Новоспасского монастыря совместно с издательством Саратовской митрополии.

Белые пятна истории

Книга А.И. Мраморнова, на создание которой ушло три года, представляет из себя сборник архивных документов. С его помощью читатель сможет ознакомиться с материалами дела саратовского духовенства, стенограммами допросов и судебных заседаний, списками подсудимых, обвинителей. Весь этот массив информации является бесценным для исследователей отечественной истории ХХ века.

Сотрудник Отдела внешних церковных связей, кандидат исторических наук диакон Димитрий Сафонов признался, что  давно не держал в своих руках настолько серьезный труд, созданный современным исследователем. Книги такого масштаба обычно выпускают целые коллективы, состоящие из десяти-пятнадцати человек, здесь же работа была выполнена всего одним человеком. «Для тех, кто знает архивную работу, понятно, что даже технически набрать такой сложный материал непросто», — рассказал собравшимся отец Димитрий.

Высокий уровень издания отметил в своем выступлении и старший научный сотрудник Института российской истории РАН И.А. Курляндский. Однако, напомнил он, материалы по многим подобным процессам еще не опубликован, в том числе из-за того, что архивы до сих пор закрыты для специалистов. Поэтому, по мнению И.А. Курляндского, нужно «распахивать эту архивную целину», надо добиваться открытия этих архивов, чтобы их материалы попадали в научный оборот а не публиковались отрывочно «кустарным образом». Такие работы, как монография А.И. Мраморнова, восполняют важные пробелы в историографии. «Благодаря им камушек за камушком собирается общая мозаика, картина коммунистического террора, начало которого надо исчислять с первого дня утверждения большевиков у власти и до последних процессов над инакомыслящими середины 80-х годов» — считает И.А. Курляндский.

«Мы жертвы того времени»

Мы не должны открещиваться от жертв большевиков, говорить, что мы не имеем к ним никакого отношения. Мы сами – жертвы того времени. Так считает доктор экономических наук, декан факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики политолог С.А. Караганов, выступивший с речью на презентации.  По его мнению, приведенные в сборнике материалы являются уникальным человеческим документом, который,  с одной стороны, заставляет нас гордиться мужеством наших предков, а с другой — напоминает нам о том, как глубоко может пасть наш народ, если забудет Бога. «Многие говорят, что не нужно смотреть на наше страшное прошлое. Но если мы закрываемся от прошлого, не признаем его, то мы никогда не пойдем в будущее», — подчеркнул Караганов.

Жертвы

Два главных подсудимых процесса над духовенством и членами епархиального совета — настоятель одного из храмов Саратова, видный проповедник священномученик иерей Михаил Платонов и викарный епископ, ныне также канонизированный Русской Православной Церковью владыка Герман (Косолапов). 

Как граждане и личности обвиняемые  были во многом противоположны друг другу, общим в них были вера и служение Церкви.  Епископ Герман был тихим, кротким благочестивым человеком, быстро снискавшим любовь у своей паствы за короткое время своего служения в Саратовской епархии (его хиротония в сан епископа Вольского состоялась в феврале 1918 года). При этом его отличала совершенная аполитичность. Он был чужд какой-либо конфронтации с советской властью, не выступал против большевиков, не вел антиправительственную агитацию. Его аполитичность всячески подчеркивалась защитой во время судебного процесса. В доказательство они приводили в пример случай, когда пришедших к нему красноармейцев он накормил обедом, после чего ему в виде исключения был разрешен колокольный звон.

Совершенно другим человеком был другой подсудимый. Если епископ Герман всячески сторонился политики, то священник Михаил Платонов был активным участником происходивших событий.  Он имел твердые убеждения и никогда не скрывал их, открыто позиционируя себя как монархиста и антисоциалиста. В 1917 году он создал «Общество за веру и порядок» для «защиты, укрепления и распространения Православия всеми законными и честными средствами»; созданная им организация участвовала в выборах в Учредительное собрание.  Также он выпустил две брошюры с проповедями под заголовком «За веру и порядок». Тексты этих проповедей приводятся в представленном издании. Идеальное  государство в понимании отца Михаила – это большая семья, в которой царь – отец, а народ – дети.

Обвинители

Несколько слов стоит сказать об обвинителях и судьях.  Надо отметить, что это были довольно молодые люди. Их средний возраст – всего 34 года.  В большинстве своем они имели более низкий уровень образования, чем подсудимые. Так, трое из судей были грузчиками, один раньше работал токарем. Из этого можно сделать вывод, что при вершении правосудия они предпочитали руководствоваться классовым подходом.

Ход судебного процесса

При первом рассмотрении дела священник Михаил Платонов был приговорен к расстрелу, а епископ Герман — к пятнадцати годам тюрьмы. В Саратове был организован сбор подписей за освобождение обвиняемых. Свою подпись под этим прошением поставила одна десятая часть населения города (в книге приведен поименный список подписавшихся). В условиях гражданской войны, большевистского террора, в атмосфере страха и ужаса, когда человеческая жизнь не стоила ничего, это означает, что поддержка обвиняемых в обществе была колоссальной.

Вскоре после приговора со стороны осужденных последовали кассационные жалобы во ВЦИК. Приговор был отменен, а дело отправлено на новое рассмотрение, итогом которого стал новый вердикт: священника Михаила Платонова приговорили к заключению на двадцать лет, а епископа Германа — на пятнадцать лет лишения свободы с исправительными работами. Несмотря на такое решение суда, в ночь с 9 на 10 октября 1919 года оба осужденных были расстреляны по решению губернской ЧК.  По сути, это была внесудебная расправа.

13 сентября 1999 года, ровно через восемьдесят лет, все фигуранты этого дела были реабилитированы Саратовской областной прокуратурой. Впоследствии епископ Герман и отец Михаил были прославлены в лике святых новомучеников Российских.

Алексей Латышев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *