Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Ветеран войны, «старшина» диаконов

Ветеран войны, «старшина» диаконов

Ветеран войны, «старшина» диаконов

День Победы 9 мая 1945 года для всех его современников, людей на своих плечах вынесших тяготы Великой Отечественной войны, является личным праздником. Большая часть ветеранов уже перешла в мир иной, однако и сейчас в клире Русской Православной Церкви состоят и несут свое служение немногочисленные очевидцы и участники военных событий. Среди них — патриарший архидиакон Андрей Мазур, отметивший в минувшем декабре свое 86-летие. В его удивительной судьбе, как в зеркале, отразились события нашей непростой истории. 

Андрей Мазур родился на Украине на Волыни, близ великой святыни – Почаевской Успенской лавры. «Почаевская лавра была рядом с селом – всего восемь километров. Когда там звонили колокола, у нас было слышно. Наше село лежит в ложбине, а рядом — гора. Взойдешь на гору и оттуда, если день солнечный, видно лавру. Мы ходили в обитель пешком и бывали там очень часто», — рассказывал впоследствии отец Андрей.

Население Западной Украины, в те годы входившей в состав Польши, отличалось глубокой религиозностью, Православие было для людей не просто верой отцов, но и основой жизненного уклада. Отсутствие богоборческих гонений, которые в это же время имели место в СССР, позволило возрасти здесь целой плеяде священнослужителей и церковных тружеников, которые впоследствии несли свое служение на приходах Русской Православной Церкви. Так, земляком, практически соседом будущего архидиакона был Матфей Стаднюк – ныне протопресвитер, почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове — их дома отстояли один от другого всего на три километра.

Отец Андрея Мазура, человек глубоко верующий, был старостой сельского Михаило-Архангельского храма и часто брал на богослужения сына. Там же мальчик ступил на путь церковного служения, начав петь в приходском хоре. Уже в детские годы у него родилась мечта: стать диаконом, но не простым, а именно протодиаконом. 

Андрей учился в польской школе, где, однако, в обязательном порядке преподавали Закон Божий, причем уроки вел православный священник. «В школе мы учили тропари, кондаки, молитвы на церковнославянском языке. Ходили в храм, Великим постом в первую неделю вся школа бывала в церкви каждое утро, а в субботу все исповедовались и причащались. Так же было и на Страстной неделе. Запомнилось, и как у нас в селе праздновали Пасху. С самого начала это была очень хорошая духовная закалка. В школе у нас все были верующие, неверующих не было», — рассказывал он. Не оставлял Андрей Мазур и крестьянских трудов:  косил, пахал, был пастухом. Обширное семейное хозяйство — восемь гектаров земли — требовало непрестанного, каждодневного внимания и заботы. 

В 1940 году Западная Украина вошла в состав СССР, а в 1943-м восемнадцатилетнего юношу призвали в армию, в артиллерийские войска. Он стал минометчиком. «Сначала долгое время был в запасе. Почему-то нас несколько месяцев держали в землянках, кормили очень плохо. Наконец,  в начале 1945 года повезли нас в Берлин, но только приехали — и через неделю кончилась война». Великую Отечественную Андрей Мазур закончил командиром отделения. Необычайно сильный и красивый голос молодого солдата был замечен — он стал ротным запевалой.

После демобилизации Андрея как бывшего солдата пригласили на работу в милицию — на Западной Украине было неспокойно, свирепствовали бандеровцы. Однако он предпочел стать послушником Почаевской лавры. «У моего папы в лавре был друг архимандрит Антоний, старец высокой духовной жизни, настоящий подвижник. Мы к нему ездили, даже бывали у него в келье. Благодаря этому я попал в лавру послушником. Власти, конечно, были против, но ничего не смогли сделать. Это было после войны, я пришел из армии и был уже взрослым человеком. Молодежи у нас в монастыре было мало, хотя братии насчитывалось около двухсот человек. В основном, это были насельники Киево-Печерской лавры, которые после ее закрытия перешли в Почаев. Братии надо было трудиться, чтобы всех накормить. У монастыря были лошади, и я возил на телеге мешки с пшеницей и рожью на мельницу. Возил и воду в бочке на тележке, запряженной осликом. С ним было ужасно тяжело: встанет, бывало, посреди дороги, и все — ни с места. Я брал с собой хлеб, и когда ослик останавливался, выходил вперед и давал ему. Он за хлебом и пойдет, а я потом опять в тележку сяду…», — вспоминал архидиакон. 

Помимо хозяйственных работ он, конечно, был призван и к клиросному послушанию. В лавре положено было, чтобы и священники, и послушники круглые сутки поочередно читали акафист перед Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. Молились даже ночью: священник читает акафист, а молодой послушник поет, и так всю ночь.

По признанию отца Андрея, именно Почаевская обитель духовно взрастила его: «Старцы в лавре были очень хорошие, духовные. Тем, кто хотел стать монахом, было у кого учиться. Был там такой схиархимандрит Николай, прозорливый. Он почему-то очень любил меня, любил разговаривать со мной. Зовет как-то: приходи в гости. Пришел к нему в келью, смотрю  — у него кровать стоит роскошная, а на ней — подушки горой, до потолка. «“Батюшка, — спрашиваю, — Вы  спите на ней? “  Он мне не ответил, полез под кровать и вытаскивает оттуда гроб. “Вот, — говорит, — мое ложе, а это — так, для вида”.  После снятия оккупации арестовали несколько человек из лавры. Взяли их прямо со службы, из Успенского собора. Среди них был и мой духовник игумен Мирослав. Десять лет он отсидел потом в Караганде, я ему посылки отправлял. Слава Богу, он выжил и вернулся, хотя вскоре после того умер». И ныне в трудные моменты жизни архидиакон Андрей Мазур всегда молится перед Почаевской иконе Божией Матери.

В 1948 году по благословению духовника он поступил в Московскую духовную семинарию (тогда еще Богословский институт), располагавшийся в Новодевичьем монастыре. Затем талантливого воспитанника, одаренного редкостным могучим басом, заметил один из епархиальных архиерев, пригласивший его служить диаконом к себе за Урал. Но сначала нужно было вступить в брак. Поехав домой, московский семинарист вновь окунулся в тревожную атмосферу, царившую в послевоенные годы на Западной Украине:  

«У меня была девушка из нашего села, я дружил с ней. Мама ее не отпускала было в Сибирь ехать, а она сама была согласна.  Вдруг мы встречаемся на улице, и она мне говорит: “Все, я не слушаю маму и еду“.  Сыграли свадьбу на все село. Время тогда было страшное: после войны в окрестностях гуляли бандеровские банды, а я же приехал из Москвы и для них враг, “москаль”. Когда была свадьба, меня милиционеры охраняли. Моя будущая жена жила в одном конце села, а я — в другом, так я к ней иду, а они за мной на небольшом расстоянии следуют. Все время так и провожали. А уже после свадьбы мы вечером приходим домой, отец говорит: “Бандеровцы тут были, за тобой приходили. Забрали твои часы, костюм”. Я испугался за родных, и через два дня после свадьбы пришлось нам срочно уехать на Урал».

17 сентября 1950 года бывший фронтовик Андрей Мазур принял сан диакона. Тогда, конечно, он не мог знать, что ему предстоит более чем шестидесятилетний путь диаконского служения, что выходец из маленького украинского села станет впоследствии клириком и ризничим возрожденного Троицкого собора Александро-Невской лавры, затем — Никольского кафедрального собора Ленинградской митрополии, что его детская мечта стать протодиаконом сбудется так, как он и не мог представить. Бывший митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, избранный на Поместном Соборе 1990 года на Патриарший престол, впервые после интронизации посетив  Петербург, возвел отца Андрея в сан архидиакона.

С этого времени и по сей день отец Андрей Мазур является старшим по сану среди диаконов Русской Православной Церкви. Несмотря на свой возраст, он и сегодня «в строю»: самые торжественные Патриаршие службы проходят с его участием, а его неповторимую «мазуровскую» интонацию при возглашении ектений и прокимнов новое поколение диаконов восприняло как образец молитвенного и вдохновенного служения. И да подаст Всеблагий Господь Своему верному и самоотверженному служителю-ветерану здравия и сил на многая и благая лета! 

Ольга Кирьянова

Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» в 1996 году
Материал предоставлен порталу «Приходы» автором

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *