Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Забытый "третий возраст"

Забытый "третий возраст"

В сознании многих нецерковных людей до сих пор остался стереотип: Церковь – это бабушки в платочках. Те, кто бывают редко в храмах, уверены, что пожилые женщины составляют подавляющее большинство среди тех, кто молится за богослужениями. Этот стереотип давно опровергнут, да и любой, кто в воскресный день не поленится встать и пойти на службу, сможет убедиться, что «средний прихожанин» (по крайней мере, в городских храмах) — это молодой или немного постарше семейный человек.

Впрочем, и представители старшего поколения составляют значительную часть прихода. Значительную и важную? Или просто довольно многочисленную? Ведь если  посмотреть на многочисленные направления приходского служения – воскресные школы, социальная работа, молодежное служение, миссионерство и катехизация, — придется сделать парадоксальный вроде бы вывод: на приходах работают со всеми возрастными группами, кроме стариков.

Воскресные школы предназначены, прежде, всего, для детей, порой также для их родителей, молодежные группы собирают ребят от 15-16 лет и старше, для тех, у кого уже есть чада, имеются семейные клубы. Получается, что работа по катехизации приходящих в храм частенько не затрагивает стариков, им не рассказывают о том, что должно быть целью и итогом жизни христианина, а ведь и они не минуют общего удела и даже раньше многих предстанут перед Творцом.

Пожалуй, только социальная работа имеет какое-то отношение к пожилым — и то по большей части как к реципиентам помощи. Скажете, что бывают еще не ориентированные на определенный возраст беседы, лектории, кинопоказы, обсуждения? Это так, только вот по большей части эти встречи предполагают некоторый уровень воцерковленности и знания вероучения. Те же прихожане, которые только в пожилом возрасте пришли в Церковь, нередко бывают привычны к службам, но мало знают о строе богослужения, о православной вере и истории Церкви. Поэтому немалая часть «церковных бабушек» просто стесняется ходить на такие мероприятия.

И все-таки у пожилых прихожанок велико желание хоть как-то принять участие в жизни храма и прихода. Какой обычно выход они  находят? Правильно, присматривать  за подсвечниками. Та или иная бабушка в любимом уголке не только следит за чистотой подсвечника, убирает  сгоревшие свечки, но и попутно пытается ввести «правила поведения» на вверенном  или самостоятельно выбранном участке.

Любой сравнительно молодой человек (и даже не очень молодой) может поделиться десятком страшных историй про церковных «бабок», нападающих с упреками на молодых ребят, чуть не первый раз зашедших в церковь, отгоняющих всех от «своего» подсвечника, пересказывающих суеверия.  Хоть они и стоят у подсвечников, но зачастую не знают даже житие святого, перед образом которого этот подсвечник стоит, а на вопросы о богослужении и Таинствах дают такие замысловатые или откровенно странные ответы, что особо впечатлительных захожан аж оторопь берет.

А может, все гораздо проще, как у почтальона Печкина в мультике про Простоквашино? – «Это я был злой, потому что у меня велосипеда не было». Может, и этим грозным стражам подсвечников чего-то не хватает? Всех этих женщин объединяет одно – чувство одиночества и собственной ненужности. Вот они и компенсируют: «регулируют движение» в храме, орут на девчонок в брюках, рассказывают, через какое плече свечки передавать «низзя».

На приходах ведется молодежная работа, но правильно ли будет махнуть рукой на тех, уже «жизнь прошел за середину»? Разве им не нужны катехизация, религиозное просвещение и разве сами они не могут помочь приходу, особенно те, кто, будучи еще полным сил, не имеет  из-за обстоятельств жизни возможности растратить их в заботе о детях и внуках?

Так почему бы кроме молодежных встреч при храмах не устраивать посиделки для бабушек? Собираясь после богослужения, они могли бы, например, заниматься каким-то рукодельем, тем самым оказывая реальную помощь нуждающимся. Посиделки рукодельниц в тесной компании не превратятся в  «перемывание косточек», если совместить их  с пастырскими катехизаторскими беседами или чтением душеполезной литературы.

Да мало ли возможностей… Кто-то из «бабушек» мог бы помогать на службах многодетным мамам, приглядывая за приведенными в храм ребятами. Или, например, из них можно было бы организовывать «летучие отряды», которые помогали бы более немощным прихожанам, например, провожая их в храм или поликлинику. Порой на приходах этим занимаются молодые ребята, но они далеко не всегда могут исполнять такие послушания в будни, так как учатся или работают.

В некоторых епархиях есть примеры целевой работы с пожилыми людьми: православные «университеты третьего возраста», геронтологические клубы… Вот только примеров этих мало, и зачастую «приходские бабушки» находят свое место на приходе только около подсвечника.

Наталия Бубенцова

Метки:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *