«…И тут до меня доходит слово Божие: «А ведь ты уже получил свою награду,» – представляешь, Николай, что я почувствовал в тот миг?!» – мы с отцом Павлом пили чай с карамельками у него в комнате, заваленной рюкзаками, палатками и прочим туристическим инвентарем, и священнослужитель рассказывал о поездке в областной центр, о том, как губернатор вручал областные награды тем, кто работает с подростками.
Время от времени в дверь просовывались любопытные детские мордашки — о чем это говорят взрослые? Ребята с нетерпением ждали счастливого дня, когда они пойдут в поход. Долгой сибирской зимой они готовились к этому: учились устанавливать палатку, разжигать костер, варить на костре кашу – много всяких премудростей нужно освоить не только умом, но и руками, чтобы наша тайга перестала быть чужой, а стала доброй и заботливой. Но самое главное — они учились товариществу, взаимопомощи и верности, вере. Да-да, учились азам веры, ибо, почувствовав доверие, проявив жертвенность при преодолении трудностей похода, можно постигнуть и оценить любовь и жертвенность Господа Иисуса Христа. Согласитесь, уважаемые читатели, ведь в походе почти сразу высвечивается сердце человека, сразу видно, кто есть кто.
Отец Павел отправляется в походы с приметливыми, чуткими ко всякой фальши подростками, и по вечерам под отблески и мирный треск костра рассказывает им о Спасителе и Его апостолах или о ветхозаветных пророках и царях, рассказывает об отцах Церкви или о местных подвижниках и мучениках за веру (он и маршруты выбирает так, чтобы ребята могли больше узнать об истории края, о святых местах). …Незаметно подступает ночь, догорает костер, а в сердцах, в мыслях, в переживаниях юных туристов остаются рассказанные – именно к месту, как притчи, рассказанные — истории. Я уверен: на всю жизнь запомнят дети по-сибирски прохладные летние вечера, проведенные с друзьями-товарищами у костра. Запомнят они и услышанные истории. Пусть забудутся детали рассказов, но душевное ощущение, духовная атмосфера навсегда останется в их сердцах.
– …А ведь ты уже получил награду свою, – после некоторого молчания отец Павел вслух продолжил свои размышления. Его слова извлекли меня из походных грез, вернули к теме разговора.
– Думаете, дело в награде? – спросил я, настраиваясь на дискуссию. – Но в таком случае наградой можно считать и пирожок, подаренный человеком, хорошо к тебе относящимся и благодарным за когда-то оказанную помощь.
– Нет, конечно, дело не в грамотах, не в медалях и не в пирожках. Я помню слова Иисуса Христа: «Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 7. 14-16). Понятно, что эти слова Господа относятся не только к чистой и нечистой пище. Но если дело не во внешнем, значит, дело во внутреннем – в моем восприятии той награды. Иначе не было бы слова осуждения в сердце моем.
Мы с отцом Павлом пили чай и беседовали, и нам обоим открывались уроки духовного познания. Есть такая мудрость: произнеси задачу вслух, и увидишь, как решить ее. Так и во время нашей беседы рассказчик в ясном свете увидел, в каких случаях награда земная становится препоной на пути награды Небесной, а слушатель постиг ценный урок в различии между духовным и плотским мировосприятием. Воистину, если человек бодрствует в духе, то за всякое доброе дело воздает благодарение Богу, но если ослабеет в вере и решит себе присвоить Божью заслугу, Дух Святой сразу же предостерегает такого, а то и наказывает. «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иак. 1. 16-17). Вознеси отец Павел в сердце своем благодарение Богу, Который даровал ему милость и разумение нести свет благодати Христовой ребятам-подросткам, и пусть даже поводом для этого сердечного чувства стала награда губернатора, оно было бы приятным благоуханием пред Господом.
Я благодарю Бога за возможность иногда вот так, просто по душам, беседовать с нашим батюшкой. Не будь таких бесед (не только с батюшкой, а и друг с другом), не будь простого человеческого общения, разве смог бы я отойти от религиозно-официального восприятия Церкви? Никогда. Она так и осталась бы в моем понимании организацией, исполняющей некие религиозные требы и совершающей просветительские труды.
Свободного личного общения, когда каждый из собеседников равен в беседе, ничто не заменит. И еще хочу сказать: если служитель Божий заслужил уважение в таком общении, то оно распространится на многих, и не поколеблют его ни сказки писателей, ни статьи в желтой прессе – ничто не поколеблет, ибо верующие скажут: «А мы знаем настоящего, не сказочного батюшку».
Николай Погребняк
Иллюстрация с сайта Государственного университета по землеустройству