АКТИВНЫЙ ПРИХОЖАНИН

АКТИВНЫЙ ПРИХОЖАНИН

Словосочетание «активный прихожанин» состоит из двух частей: «прихожанства» и активности. Чтобы определить содержание этого понятия, надо разобраться, что такое приход, в каких отношениях прихожанин находится с приходом, и какого рода активность для него полезна, а какая ошибочна и вредна.

Прихожанин — это человек, который посещает определенный храм, причем не от случая к случаю, а вполне систематически. Является ли тому причиной география, личные отношения или духовное побуждение, но прихожанин не может просто взять и уйти в другой приход, потому что с конкретным храмом его связывает нечто существенное. Такого рода привязанность предполагает наличие отношений с кем-то или с чем-то в данном конкретном месте или общине. Как правило, таким центром притяжения для человека является священник, в более редких случаях – какие-то другие люди или занятие, доступное на данном приходе. Таким образом, прихожанин «врастает» в конкретный приход целой системой связей, предполагающей долгосрочные перспективы его здесь пребывания. При этом обязательным условием является включение в евхаристическую общину, то есть он причащается в конкретном приходе.

Теперь об активности. Начнем с того, что активный прихожанин не просто ведет какую-то деятельность, но делает это в некоторых понятных рамках: в границах или, в случае деятельности вовне, от имени своего прихода. Поэтому, в частности, к активным прихожанам не могут быть отнесены «православные активисты», действующие, скорее, как внеприходская группа. Впрочем, сомнительна и вообще принадлежность этого нового племени к Церкви, ибо их методы противоречат как указаниям священноначалия, так и церковным традициям.

Активность предполагает «акты», то есть некоторые действия, заметные со стороны. Полагаю, глубокий и искренний молитвенник о собственном спасении, несущий свой молитвенный подвиг втайне, вряд ли может быть отнесен к типу «активного прихожанина», хотя вряд ли кто-то сомневается в первостепенной важности и нужности его служения. Также активность предполагает целеполагание и осмысленность — дети, устраивающие кучу-малу в притворе, являются прихожанами и формально они весьма активны, но совместить эти определения в понятие «активный прихожанин» по отношению к ним невозможно. Ну и, разумеется, речь должна идти о полезной и одобряемой приходом активности, а не о самодеятельной организации платного туалета на храмовой территории (был и такой случай в нашем колхозе).

Тут мы сталкиваемся с понятием, логически предшествующим понятию «прихожанин» — с приходом. Для того, чтобы существовал прихожанин, должен существовать приход. Тем более, если речь идет о человеке, активно работающем на благо прихода, необходимо определить, ради чего он, собственно, старается.

Я думаю, что не ошибусь, охарактеризовать приход как определенную систему отношений между людьми. Старое высказывание о Боге, который не в бревнах, а в ребрах – именно об этом: никакие материальные действия и внешние условия не заменяют живых связей между людьми. Приход – это люди, которых объединяет стремление следовать путем к Царствию Божию, и для этого они совместно служат Господу, составляя общину для молитвы и богослужения во главе со священником как духовным руководителем и тайносовершителем. Разумеется, под такое определение подходит и монастырь, и даже до некоторой степени семья. Однако приход – это особая степень объединения, наиболее гибкая и вариативная. Монастырь предполагает, в конечном счете, отречение от всего, что составляет индивидуальную жизнь человека — даже от имени надлежит отказаться, а семья – явление универсальное, имеющее в том числе и чисто природные основы, никак не связанные с религиозным служением человека. В то время как на приходе люди в наибольшей степени свободно решают, насколько они готовы участвовать в предлагаемом объединении, а в какой степени сохранить автономию. Активный прихожанин – это человек, максимально включенный в подобную систему отношений, которому важна эта общность, ее цели и перспективы.

В высказываниях уважаемых архипастырей и отцов на тему активности прихожан много говорилось о включенности человека в приходские служения, главным образом, социальные. Это разумно и правильно: человеку нужна реализация своих христианских убеждений, нам заповедано служить ближним, и совершенно естественно в рамках прихода помогать тем, кому тяжело и плохо. Я бы хотел немного уточнить, откуда, собственно, берутся служения.

Участие в жизни прихода создается не участием в приходской работе – скажем, храмовый бухгалтер или вебмастер запросто может быть приглашенным специалистом, выполняющим порученную ему работу, но не связанным никакими связями внутри конкретной группы людей, которая составляет приход. Занимаются же у нас бригады рабочих-мусульман строительством храмовых зданий. Активный же прихожанин это, собственно, тот, кто к приходу относится не как чужой, не как потребитель тех или иных благ или продуктов и не как наемный работник. Не приход вырастает из того, что люди занимаются служениями — люди начинают служить друг другу, потому что друг другу важны как братья по вере. Василий Петрович с Анной Львовной заметили, что обремененные детьми прихожане не могут нормально молиться, будучи вынуждены следить за своими отпрысками – и ради братьев своих предложили присматривать за малышней во время богослужения. Серёжа и Лена обратили внимание, что прихожанам старшего возраста трудно добираться до храма — договорились вставать в воскресенье чуть пораньше, чтобы заехать за соседями по дороге на литургию. Или даже так: предразводная ситуация у супругов N стала столь очевидна, что братья по приходу согласились о совместной молитве за семью.

Все это — живые примеры, которые я видел своими глазами.

Именно это, на мой взгляд, — самое важное, именно в этом должна быть цель «приходского менеджмента»: объединять людей в искренней заботе друг о друге. Далее отсюда сама собой вырастет забота о том, что есть у людей общего, – о совместной молитве, о сохранении храмового здания, о воспитании детей в вере и так далее. Если задача духовника подобна задаче тренера: он призван научить своих духовных чад, как им правильно исполнять заповеди о любви к Богу и ближнему, то именно по отношениям между его прихожанами будет видна степень успешности священнического служения. Не по количеству решаемых приходом задач, а по мере заботы друг о друге.

Таким образом, активный прихожанин – это тот, кто способствует созиданию такой системы отношений, делает связи более глубокими, более исполненными любви, а в те моменты, когда помощь нужна ему самому, получает поддержку со стороны прихода. Все остальное – формы общения, варианты служения, степень материальной включенности – может иметь самым разным. Главное, чтобы внутриприходская деятельность порождалась живыми человеческими отношениями, а не существовала для галочки.

Разумеется, административная форма организации прихода может подобным отношениям и способствовать, и препятствовать. Возможность прихожан участвовать в управлении, в хозяйственной деятельности общины – важный знак доверия внутри прихода, а любая изоляция прихожан от тех или иных сторон приходской жизни – признак отчуждения. Приход, сформированный из людей, живущих неподалеку друг от друга и от храма, принадлежащих к одной социальной группе, в этом смысле более удобен, нежели собранный «с бору по сосенке» из разных углов большого города. Тем более сложно будет прихожанам любить друг друга, когда одни не ходят без охраны даже на литургию, а другие обедают не каждый день. Впрочем, и это преодолимо в укрепляющем нас Господе.

Владимир Берхин

Иллюстрация сайта Вознесенского храма на Городке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *