ПРОСТО ПРАЗДНИК

ПРОСТО ПРАЗДНИК

В праздник Вознесения Господня епископ Якутский и Ленский Роман решил совершить литургию в освященном в честь этого праздника храме, который находится в поселке Чурапча — административном центре Чурапчинского улуса Якутии с населением в почти десять тысяч человек.

От Якутска, судя по карте, поселок отстоит на 177 километров, но находится он на другом берегу необъятной красавицы Лены, а моста так до сих пор через нее нет — надо переправляться в машине на пароме. 

Еще с вечера выслали своего человека в очередь на паром, а сами встали в три утра. Сборы были закончены накануне, последние печатные материалы и церковную утварь в дар грузили уже после всенощной под Вознесение. 

Летом в Якутии полярный день, что три часа ночи, что три дня — солнце светит одинаково. Смены времени суток вообще не замечаешь, только усталость вдруг может подкосить в неподходящий момент. Мы приехали к парому за полчаса до отплытия и благодаря нашему дежурному, проведшему там с вечера всю ночь, оказались первыми. 

Большой статный мужчина с выдающимися усами и явно украинского вида обыденно указал нам место парковки на пароме, а увидев архиерея в машине, почтительно поклонился. Тут у многих людей заметно уважение к служителям Церкви, неподдельное и естественное. И переправили нас без денег, за молитвы.

На пароме предстоит плыть часа полтора. Ветрено и явно холоднее, чем в городе, зато есть прекрасная возможность насладиться потрясающими видами обоих берегов действительно огромной Лены, щедро раскинувшей своей русло в бескрайних просторах севера.

На другом берегу дороги в обычном понимании нет — только проселок с песком и порой с гравием. Так все и едут: и такси, и большегрузные фуры, и мы. Конечно же, сломались! Зацепили много песка, пришлось все менять в режиме экстренной починки до первого автосервиса, которого так и не было.

После дождей дорогу размыло, и поспать в пути не удалось – прыгая на ухабах каждые двадцать секунд, особенно сны не посмотришь. Да и спешили — Литургию надо служить. Высадившись после переправы через Лену, ехали четыре часа вдесятером на двух забитых до крыш богослужебной утварью, облачением, книгами машинах.

Чурапчинская деревянная церковь с престолом в честь Вознесения Господня была построена в 1848 году, деньги на строительство собрали сами жители Батурусского улуса. Спустя полвека, в 1899 году, прихожане якутского округа построили новый деревянный храм, уже с колокольней, железом крытой крышей и деревянной решетчатой оградой вокруг. Во дворе устроили амбары для хранения инструмента и запасов, караульное помещение. Чин освящения совершил епископ Якутский и Вилюйский Никанор. Прихожане позаботились о том, чтобы при храме была библиотека книг духовно-нравственного содержания.

До революции в храме постоянно несли службу два священника и два псаломщика, которые получали от государства не только жалование деньгами, но и продуктовое довольствие. К слову сказать, этот паек позволял священнику содержать себя, свою семью и еще едва ли не половину деревни. Помимо этого в распоряжении прихода имелось 99 десятин земли. Общину составляли жители шести улусов — почти три с половиной тысячи человек.

В центре поселка, где также нет никаких дорог, кроме проселков с ямами и колдобинами, заполненными мутной водой и грязью, возвышается большое здание храма, украшенное куполами и сверкающими на солнце крестами.

Старый храм был закрыт в 1920 году, а постройка была перенесена и переделана под общежитие для медицинских работников. Новый же храм с колокольней был переоборудован, по иронии судьбы, для размещения канцелярии суда и прокуратуры. К настоящему времени занимавшие храм учреждения уже переехали; купола и кресты на нем восстановлены. Администрация планирует передать здание в ведение Якутской и Ленской епархии для дальнейшей реставрации и восстановления в Вознесенской церкви богослужебной жизни. 

«Постояльцы» из храма переехали, но оставили после себя ненужные им, видимо, вещи. Так, на стене в том помещении, где решено было служить литургию, висит табличка с текстом телеграммы В.И. Ленина трудящимся Чурапчи. Все в этих помещениях еще несет на себе следы советского времени с его канцеляризмом и узнаваемыми вещественными штампами; видно, и до ремонта у тогдашних хозяев помещений руки не доходили десятилетиями.

Что же, люди пришли молиться, мы, наконец, доехали —  надо служить. Старые канцелярские столы, заботливо покрытые скатертями, были переставлены. На освободившемся месте  устроен алтарь. Впрочем, один из столов переставить оказалось не так-то просто: в центре помещения, как выяснилось, торчал железный штырь, который и послужил четвертой ножкой сломанному предмету мебели. Все-таки удалось соорудить для стола из подручного материала подпорку и переставить в угол, где его приспособили для раздачи запивки. А штырь так и остался.

Быстро и слаженно приготовили все необходимое для богослужения, затем последовало облачение в богослужебные одежды и началось самое важное — то, ради чего и приехали. А те самые важные, ради кого и была предпринята эта поездка, – жители Чурапчи – затеплили свечи и так и стояли с огоньками в руках всю службу, с немым восторгом в лице и отражающимся в глазах осознанием того, что они присутствуют при чем-то очень важном, необходимом для них. 

Это дорогого стоит. Дети, люди постарше, пожилые будто светились изнутри совсем простой и такой глубокой радостью. Их собралось в этот день не так уж много, но каждый из них бесценен, и причаститься Святых Христовых Таин сподобилось большинство. 

Трогательное и почти детское благоговение ко всему, что происходило, особенно ярко проявлялось у пожилых, как будто они встретились с лучшим, что когда-то было в их жизни.

После литургии все вместе прошли крестным ходом вокруг храма.

Северная сдержанность и, возможно, стеснительность, в том числе от незнания, а также непривычность ситуации для местных жителей стали причиной того, что это был не совсем крестный ход, а, скорее, шествие священнослужителей, издали сопровождавшееся другими людьми. 

«В оперативном порядке» иеромонах Гермоген (Рубцов) и священник Сергий Клинцов проводили ликбез, и очень успешно, а регент иеродиакон Симеон (Березкин), по традиции, взял на себя фронт работ по организации деток.

Наши прихожане быстро уловили самую суть и стали активными участниками. Очень внимательно слушали Евангелие, а  также от души радовались и даже восторженно смеялись, когда их окропляли святой водой.

В селе нет пока возможности содержать постоянного священника, поэтому отец Сергий Клинцов приезжает по мере возможности, но община здесь уже есть — хоть и маленькая, но крепкая; большой вклад в сплочение общины вносит один из прихожан — врач местной больницы.

После окончания службы каждый прихожанин получил благословение епископа Романа и в память о празднике —  икону святителя Николая Чудотворца.

Все смогли пообщаться со священниками и архипастырем, задать вопросы, просто побыть рядом. До отъезда в следующий пункт нашего путешествия было еще немного времени, так что удалось осмотреть окрестности и проинспектировать в багажнике запасы, которые заботливо собрали для нас в Якутске: обнаружилось несколько термосов с великолепным кофе, конфеты и бутерброды.

Сели передохнуть прямо на ступеньках храма, напротив которого возвышается мемориальный комплекс жертвам переселений.

Двадцать минут отдыха — и снова в путь по бездорожью.

Юлия Маковейчук

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *