Пару лет назад информационное пространство просто взорвало сообщение о том, что Калининградской епархии будут переданы в пользование некоторые находящиеся в области архитектурные достопримечательности. При этом немалая их часть занята другими пользователями, например, концертным залом областной филармонии, театром кукол, ПТУ, которые, как оговорено в документе, останутся на своих местах до тех пор, пока не получат взамен равноценные помещения. Еще часть переданных памятников – это, в основном, руины исторических зданий, в том числе замков. Были положительные отзывы, но хватало и резко отрицательных. Претензии предъявлялись самые разные – от возможного препятствования деятельности культурных учреждений (с чего бы это?) до невозможности сохранения аутентичности созданных в традициях немецкой архитектуры зданий при использовании их православными общинами. Ну, и вообще – «у нас были на них другие планы».
Правильный акцент в этой ситуации ставит в своем письме в редакцию местной газеты «Спас» 31-летний житель Калининградской области Дмитрий Анатольевич. «Когда проезжаешь по дорогам Калининградской области, понимаешь, насколько богатой была архитектура этой небольшой территории Восточной Пруссии, — написал он. — Здесь стояли аккуратные кирпичные домики, в каждой, даже самой небольшой деревушке людьми строились часовни и кирхи, которые радовали глаз жителей и являлись для многих местами отдохновения души, сохранения вечных человеческих ценностей, поддержкой в трудные минуты, местом, где все поселение собиралось, чтобы разделять общие радости и горести, быть ближе друг к другу. Глядя на это, понимаешь, насколько разнообразнее была жизнь тех, кто здесь был, несмотря на все тяготы деревенских будней. Почему же сейчас все наше историческое наследие находится в таком запустении? Неужели оно никому не нужно? Будут ли со сменой собственника происходить какие-либо положительные изменения данной ситуации, проводится реконструкция и сохранение памятников культуры?»
Ответ на письмо читателя будет размещен в ближайшем номере газеты, но уже сейчас пресс-служба епархии, принимая во внимание актуальность темы, опубликовала его на официальном сайте.
Действительно, территория Восточной Пруссии была богата архитектурными памятниками, однако в наше время эти памятники культуры, традиций, вечных человеческих ценностей находятся в запустении, скрыты кустарниками и деревьями от глаз тех, кто постоянно спешит быть современным, не обремененным ни традициями, ни мыслями о будущем своей малой Родины, там, где живет. При этом вопрос о восстановлении историко-архитектурных памятников прошлого Калининградской земли замалчивался. Получается, в 2010 году известие о передаче Калининградской епархии ряда объектов религиозного значения не только обратило внимание людей на само это событие, но и напомнило о существовании богатого культурного наследия области, которое погибало и разрушалось долгие годы. Теперь к разрешению данной проблемы смогли присоединиться СМИ и общественность.
Как напоминает пресс-служба епархии, общее состояние тех из переданных зданий, где сейчас продолжают действовать учреждения культуры, образования и силовых структур, оценивалось как удовлетворительное, состояние же других зданий — как плохое и очень плохое: на этих исторических местах можно видеть разобранные стены, изредка сохранившиеся крыши и полуразрушенные колокольни.
«Когда-то давно они украшали поселения, туда приходили люди целыми деревнями по праздникам и выходным, чтобы вспомнить о вечном. Потом в большинстве из них стали хранить зерно и химикаты, размещали спортивные залы. Потом, после распада совхозов, кирхи стали разбирать на кирпичи или же просто превращать в общественные свалки, — отмечается в ответе читателю. — И все старались не замечать этого, проходить мимо, закрывать глаза на то, что нашим потомкам совсем не останется ничего из того культурного и архитектурного богатства, что когда-то досталась нам ценой великих жертв». Теперь же к вопросу восстановления этих кирх — сложному вопросу, не решаемому за один час, — удалось привлечь внимание.
Трудному и кропотливому интеллектуальному труду по реставрации исторических зданий предшествуют не менее трудные предварительные работы. И, как подчеркнули в пресс-службе Калининградской епархии, за прошедшие два года было сделано немало. Так, удалось подготовить и собрать всю необходимую документацию: технические и кадастровые паспорта, охранные обязательства и многое другое. Для части объектов уже готова проектная документация для их последующей реставрации и восстановления. Волонтерскими группами областных поселений и приходов епархии были проведены выездные субботники. Понадобился не один грузовик, чтобы вывезти мусор с территорий бывших храмов; затем была убрана лишняя растительность, прополоты сорняки.
В Балтийске на территории кирхи Арнау (поселок Родники) и в Свято-Никольском женском монастыре в Калининграде были возведены или восстановлены склепы, где перезахоронили останки, найденные во время работ.
Калининградская епархия готова к сотрудничеству с общественными организациями, администрациями поселений, волонтерами. Удалось привлечь к реставрационным работам реставраторов из Польши, где можно увидеть прекрасные примеры восстановления средневековых зданий. Также были налажены добрые отношения с кураториями (общественными наблюдательными советами) «Арнау» и «Тарау». Как стало известно, администрация Калининградской области выразила готовность начать работы по восстановлению кирх в Озерске и Славске.
Итак, в сухом остатке получается: подготовка всего необходимого для сложнейшей научной реставрации находящихся порой уже просто в руинированном состоянии объектов культурного наследия, привлечение экспертов, ученых, реставраторов, организация волонтерской работы по расчистке исторических территорий, вывоз гор мусора, скопившихся за десятилетия – кто еще взялся бы выполнить такой объем работ всего за два года, а главное, продолжил далее труды по восстановлению на карте региона целого ряда средневековых памятников и возвращению им прежней красоты? При этом Калининградская епархия «открыта к общению и готова рассматривать предложения по совместному использованию религиозных объектов культурного наследия с целью их охраны, реконструкции и участию в культурном и духовно-нравственном развитии региона».
При подготовке статьи использовано
сообщение пресс-службы Калининградской епархии