Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Православный детсад: «оранжерея» или среда для гармоничного развития?

Православный детсад: «оранжерея» или среда для гармоничного развития?

Православный детсад: «оранжерея» или среда для гармоничного развития?

О том, как и чем живет приходской детский сад, кого и чему там учат, рассказывает председатель приходского совета калининградского храма святого апостола Андрея Первозванного протодиакон Андрей Пасхин.


Как появилась идея создания на приходе дошкольного учреждения?

− Идея постройки детского сада принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и была высказана еще в ту пору, когда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это произошло на освящении Андреевского храма в 2007 году. Осматривая после богослужения территорию прихода, он спросил: «Что у вас на этом месте?» − «Ничего, пустой участок». Святейший Владыка, как ему свойственно, прищурился, посмотрел в даль и сказал: «Давайте, мы тут детский сад сделаем, чтобы у нас был нормальный цикл образования – детский сад, гимназия и так далее».  Высказав идею, он благословил заняться этим. Нашлись люди, которые на себя финансовые обязательства по обеспечению строительства и эти обязательства выполнили. Это, например, Андрей Анатольевич Крайний, на средства которого в основном были возведены и Адреевский храм, и детский сад.

Строительство шло два года. В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл детский садик освятил, и с тех пор дошкольное учреждение осуществляет свою работу.

Скажите, пожалуйста, на кого по большей части ориентируется православный детский сад, кто его воспитанники? Это дети прихожан или просто людей вне зависимости от вероисповедания, которые хотели бы доверить ребенка воспитательному учреждению, где «плохому не научат»?

− Детский сад, прежде всего, ориентируется на детей. Нас очень мало интересует социальный статус ребенка, его национальная принадлежность. Единственно, родители ребенка должны быть не против того, чтобы их ребенок знал, что в его жизни есть Бог, и понимать: свой жизненный путь человек, который вырастет из этого ребенка, будет строить, ориентируясь на Божии заповеди, понятия элементарной человеческой нравственности, церковной культуры, национальной культуры России − той страны, в которой он живет. Таким образом, пожалуй, можно описать ребенка, на которого ориентирован детский сад, точнее, его родителей.

Безусловно, к нам идут родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок не просто получал какие-то систематизированные знания, но и обретал помимо этого нравственные, духовные и общечеловеческие основы жизни. Не думаю, чтобы кто-либо хотел, чтобы его малыш учился там, «где научат плохому», к тому же в Калининградской области детские сады работают и воспитывают детей на достаточно высоком уровне.

Имеет ли православный детский сад официальный статус, и чем он отличается от статуса государственных дошкольных учреждений?

− Да, у нашего дошкольного учреждения есть официальный статус, имеются все необходимые лицензии для работы, в том числе лицензия для работы с детьми в течение полного дня, чтобы малыши там проводили время, питались, чтобы за ними следили и т.д., а также лицензия на то, чтобы обучать их в рамках допустимого дошкольного образования.

Отличие от государственных учреждения такого рода только лишь в том, что финансируется его работа не из бюджета, а примерно пополам на родительские взносы и средства Андреевского прихода. Кроме того, к обычной дошкольной программе, предусмотренной государством, мы добавляем церковную составляющую.

Имеют ли какие-то особенности распорядок дня и программа развития у детей, находящихся в православном детском саду? Посещают ли они время от времени храм, или, возможно, в детсад приходит священник?

Распорядок дня никаких особенностей не имеет, он составлен в соответствии с существующими медицинскими, психологическими и педагогическими рекомендациями.

Что же касается программы развития, нужно отметить, что в разных детских садах в нее добавляются те или иные нюансы. Мы из всех существующих опций выбрали наиболее востребованные и эффективные для воспитания ребенка. Кроме того, мы, безусловно, даем детям понятие о том, что такое Церковь, Кто есть Бог, даем им навыки жизни православного христианина, церковной жизни. Например, малыши перед едой и после еды читают молитву.

У нас дети достаточно часто общаются со священником, они знают, кто такой батюшка, как к нему обращаться и себя с ним вести, как брать благословение, малыши могут подойти к нему поговорить. Ежемесячно весь детский сад ходит на литургию, причащается. И каждую неделю в программе есть занятие, во время которого детей приводят в храм, где им рассказывают о каком-то святом, об иконе, части богослужения или празднике.

Человек должен вырасти в какой-то среде, собственно, именно среду мы и создаем, чтобы для детей понятие «храм» было известным, чтобы они знали, что туда можно и нужно ходить, и понимали, зачем это нужно. Были случаи, когда дети приводили своих родителей в храм и те начинали посещать богослужения вместе со своими чадами.

К дошкольному учреждению прикреплен священник, служащий в Андреевском храме, − отец Александр Пермяков. Он имеет статус духовника детского сада. Батюшка посещает детский сад несколько раз в неделю, присутствует на некоторых уроках, возглавляет молитву, когда дети молятся перед едой, помогает им в этом. Он довольно много времени проводит в детском саду, и если поначалу батюшка для детей был кем-то непонятным, то теперь, видя человека в рясе, они четко понимают, что к нему можно подойти и поговорить; малыши его любят и очень ждут.

Согласовываете ли вы свои программы с органами образования?

− Как я сказал ранее, наша работа лицензирована, а для того, чтобы получить лицензию, мы безусловно должны согласовать в надзорных органах все, что делаем в образовательном плане, всю информацию, которую даем детям. Преподавание ведется по общепринятой в России дошкольной программе образования «Детство», в которую мы добавили несколько опций, каждая из которых также согласовывается с Отделом образования области. Среди опций − спортивное образование, чуть глубже, чем в стандартной программе, историческое образование по истории России, кроме того, введена церковная составляющая: Закон Божий, церковная  практика, когда дети изучают внутрицерковную жизнь и принимают в ней участие. Детям также предлагаются вещи, связанные с рукоделием, развитием моторики и так далее. В общей сложности таких компонентов насчитывается десять.

С какого возраста, по Вашему мнению, детей надо знакомить с основами веры?

− Детей не нужно знакомить с основами веры по одной простой причине: если человека знакомят с чем-то, значит, он до этого вообще ничего об этом не слышал и не знал. При нормальном гармоничном воспитании ребенка при вступлении его в более-менее сознательный возраст (год-полтора-два, когда в его сознании уже отпечатываются четкие воспоминания) оказывается, что основы веры заложены в нем на уровне инстинкта. То есть если мама с папой ходят в храм, если они свою жизнь строят сообразно с Божиими законами, сообразно с положениями человеческой нравственности, порядочности и морали, то эти законы автоматически будут укоренены и в сознании ребенка. Если чадо с рождения носят в храм причащать, то оно впитывает в себя какие-то моменты церковной жизни, понимание существования Бога в его жизни.

Если же родители не смогли дать это ребенку – что ж так получилось, но, безусловно, в вопросе времени начала познания основ веры и церковной жизни только одна формула существует: чем раньше, тем лучше.

Как маленькому ребенку можно рассказать о Боге, чтоб он в силу своего развития мог понять и осознать богословские истины?

− Немного отступая от темы, хотел бы обратить внимание на проблему, с которой зачастую сталкиваются при организации преподавании в школах основ религиозной культуры. Она заключается в кадрах, в педагогическом составе, который владел бы методиками преподавания религиозной культуры. У православных этой проблемы, слава Богу, нет, у других же традиционных религий она существует – возможно, потому, что они об этом не очень сильно думают.

По моему мнению, в доступной форме рассказать ребенку о Боге и вере, чтобы он мог это осознать и понять, − это великое искусство, высочайший пилотаж. Поэтому, если бы я это знал, наверное, был бы, в первую очередь, востребованным педагогом. В силу того, что это требует специального образования, причем многолетнего: сначала нужно получить высшее образование педагогическое, а потом еще несколько лет учиться быть именно православным педагогом, − я не могу ответить на заданный вопрос конкретно, но могу поделиться своими рассуждениями по данной теме.

Один из способов рассказать о Боге и о вере – это собственный пример, пример родителей, пример тех, кого ребенок видит вокруг себя на бытовом уровне. А уже на уровне богословских истин – это вопрос к педагогам. Для меня это чудо, когда я вижу, что дети пяти-шести лет от роду у нас в храме, в детском саду, в других наших образовательных подразделениях достаточно качественно информированы в начальном богословии, в катехизисе, в Законе Божием. Для меня всегда было загадкой: как люди могут понятно, систематизировано и методично до ребенка это донести. Поэтому все, что могу сказать, − нужно ставить памятник тем педагогам, кто умеет это делать.

Отслеживаете ли вы судьбу «выпускников» детского сада? Нет ли у них проблем с адаптацией в радикально нецерковном коллективе, если затем они поступают в обычную школу?

− На данном этапе судьбу наших «выпускников» пока не отслеживаем по одной простой причине: первый выпуск у нас был только в этом году. Конечно, мы будем следить за тем, что происходит с этими детьми, тем более, что, как правило, это не сложно, потому что храм и приход – это семья, и дети, которые попадают на приход, остаются в нем. Поступив в школу − в православную ли гимназию, в светское ли учебное заведение, − они все рано остаются и будут оставаться прихожанами нашего храма, поэтому мы будем постоянно видеть этих детей, постоянно с ними общаться.

В этом и есть огромный плюс такого целостного, комплексного воспитания ребенка: закончив наш детский сад, он не уходит из храма, продолжая быть активным участником церковно-приходской жизни.

Вряд ли у них возникают проблемы с адаптацией в школе. Хочу сказать, что радикально нецерковных коллективов не бывает, бывают радикальный образом нецерковно настроенные конкретные люди или специально созданные объединения, в которые человек, если ему это не близко, не пойдет. Как правило, проблемы с адаптацией возникают, наоборот, у нецерковных людей в церковной среде: они начинают чувствовать, что у них чего-то не хватает. Человек верующий, как правило, находит способ в любом коллективе каким-то образом наладить коммуникации с людьми, поэтому я не думаю, что у детей будут возникать проблемы.

Мы же не первые люди, которые воспитывают детей в Церкви, и до появления детского сада была масса детей, которые много времени проводили на приходе. Я не слышал, чтобы у кого-то из них были серьезные проблемы по адаптации в школе.

Подготовлено пресс-службой Калининградской епархии 
специально для портала «Приходы»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *