В исторической резиденции Московских митрополитов, расположенной неподалеку от храма пророка Божия Илии в Черкизове, 24 ноября состоялась встреча с известным богословом, заслуженным профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.
Тема встречи в рамках «Илиинской гостиной» была определена как «Сущность христианства и его искажение». Находясь посреди бушующего потока предрассудков и лжеучений, подчас бывает сложно разобраться в тонкостях истинного познания. Когда человек пытается постичь истину, он постепенно погружается в бездну различных богословских текстов, изучает творения святых отцов, пытается найти ту нить, которая ведет к самому определению «сущность религии». В чем ее основная составляющая? Как отличить правду от заблуждения? По каким критериям можно определить искажение в христианстве и как этого избежать? На эти и многие другие вопросы давал слушателям свои ответы профессор А.И. Осипов.
Чрезмерно увлекаясь средствами к достижению цели,
мы отдаляем себя от главного
В любом учении, будь то христианство, буддизм, иудаизм или какое-то иное вероисповедание, имеется свод определенных основополагающих законов и правил, на которых, собственно, и основаны эти религии, есть и что-то второстепенное, кроме того, заложены средства, с помощью которых совершается путь к наивысшей цели. Примерно на тех же принципах построены также и сектантские и оккультные организации. Но акцентируя внимание на второстепенном, можно упустить из виду разительное отличие, которое заключается в самой сути учений. Отвлекаясь от главного, делая акцент на средствах, мы погружаемся в материализм. И это отдаляет нас от сущности христианского вероучения.
«Даже Библейское откровение неравноценно, − напоминает Алексей Ильич, − есть Ветхозаветное и Новозаветное Писание. Весь Ветхий Завет является только предуказанием на ту спасительную реальность, которая должна была явиться для мира». Все в ветхозаветных текстах пронизано религиозным материализмом, все было лишь средством, подготовкой к главному − будущему явлению Спасителя.
Но и переход к новозаветным утверждениям был далеко не прост: «Если в Ветхом Завете признание бытия Бога являлось первейшей истиной, то во времена Христа саддукеи не верили ни в ангелов, ни в душу , ни в Воскресение. Это ни что иное, как материализм, некая форма атеизма».
Так в чем же сущность христианства?
В чем отличие его от других религий?
Христианство заявило о целом ряде догматических истин, которых не было и быть не могло ни в одном культе.
Бог есть высший разум. Да! Об этом писали еще древние мудрецы: философы Платон, Пифагор. Бог вездесущий, всезнающий − это также постулат, уже не требующий доказательств. Но еще никто и никогда не доходил до мысли о том, что Бог есть Любовь. Эту истину, открытую нам в Евангелии, и сейчас не всякий христианин способен осознанно для себя принять.
Христианство заявило нечто, не вмещающееся в человеческое сознание. Любовь, претерпевающая Крест ради избавления от страданий человеческих, от греховного рабства. Любовь, выражающая такое смирение, которое непостижимо для сознания. И, следовательно, Бог есть Смирение, а Крест − свидетельство этому.
«Христианство в своем откровении указало нам, Кем является Бог, тем самым продемонстрировав пример, каким должен быть человек, что должно являться сердцевиной его духовного состояния и жизни, − продолжил А.И. Осипов. − Эта истина есть источник всех законов, и не только законов материального мира, но всей человеческой жизни: Любовь, которая есть смирение».
Еще апостол Павел в своем послании говорил: «Мы проповедуем Христа распятого: иудеям соблазн, эллинам безумие» (1 Кор. 1: 23). Учение не принимали его современники так же, как сегодня оно не принимается буддистами, ведантистами, мунитами.
Сущность христианства, как и любой религии, выражается в понимании Высшего начала. Ни в одной религии не встречается такое понимание, как «Бог есть Любовь», «Бог есть Смирение», которое было явлено нам из новозаветного откровения.
«Основной закон человеческой жизни — любовь»
Если эта заповедь нарушается, то образуется рана, которую можно залечить только искренним покаянием. «Человек, пойми! Хочешь себе блага? Не нарушай Закон Любви! Никогда не вздумай сделать другому то, чего не хочешь себе! Никогда не мысли зла!» Здесь выражается ни только учение о Боге − здесь учение о понимании человека. В этой заповеди Любви заложена истинная суть христианства, основной закон бытия человеческого.
Христианство содержит то, что отсутствует в иных религиях: возможность покаянием исцелить поврежденную грехом душу. «Самый страшный грех − нелюбовь по отношению к другому человеку, который искупается, прежде всего, истинным покаянием перед Богом. Христианство дает рецепт: кто хочет быть счастливым – возлюби ближнего, как самого себя».
А как спастись?
Если обратиться к религиям, отличным от христианства, ответом на этот вопрос послужит фраза: «Исполнение заповедей». А мы помним, что первым человеком, который вошел в рай, был от всего сердца раскаявшийся разбойник. Искреннее осознание своей греховности, препобеждение своей гордыни − вот что спасает человека и переводит его на новую духовную ступень.
А мысль о том, что между человеком и Богом есть стена, − это самомнение, напоминает профессор А.И. Осипов. «Святые оплакивали свои добродетели как грехи», − вот зачастую недоступное современному человеку ощущение смирения перед Богом.
Кто может уверовать во Христа?
«Говоря о вере во Христа, мы говорим о той направленности жизни, которая идет по Христу, а не вопреки Ему». И это главный постулат. Признание, что Бог есть, − это еще не самое главное.
«Не может уверовать во Христа тот, который не видит своих грехов. Такому человеку Христос не нужен. Отчего его спасать?» − прозвучали на лекции слова великого подвижника святителя Игнатий Брянчанинова.
«Важно понимать, − подчеркнул в заключение своего выступления Алексей Ильич, − что суть христианства − не во внешних проявлениях и привычных формах. Когда мы понимаем, что является сутью, тогда осознаем, как должны относиться к внешней стороне христианской жизни, являющейся только вспомогательным средством, которое никогда не должно заменять главную цель − любовь к Богу и ближнему».
С этой яркой и насыщенной лекции профессора А.И. Осипова, проведенной в Исторической резиденции Московских митрополитов, состоялось открытие нового сезона «Илиинской гостиной», в рамках которой проходят тематические встречи со священнослужителями и известными церковными деятелями по актуальным вопросам, затрагивающим жизнь православных христиан.
Ольга Марышева