Вот и приближается к концу Рождественский пост. В храме уже привычно звучат слова катавасии «Христос рождается, Славите! Христос с небес, Срящите! Христос на земли, Возноситеся!», а в атмосфере закрутившихся праздников городские улицы и площади, дома и квартиры, теряя свой будничный вид, благодаря украшенным елям и многочисленным разноцветным гирляндам, все более приобретают радостный и торжественный облик. Осталось еще совсем немного времени до того, как зеленые красавицы появятся и в большинстве наших храмов и монастырей.
Вообще традиция ставить рождественскую ель пришла к нам с Запада. Первоначально это хвойное растение особо почиталась у древних германцев и была у них новогодним символом. Здесь существовал обычай ходить на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево украшали разными свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия.
После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл. И в итоге дерево стали устанавливать в домах уже не на Новый год, а в преддверии Рождества Христова. С тех пор в сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами.
На Руси практика украшения домов хвойными ветвями впервые появилась при Петре I, однако в петровской России ель больше являлась деталью новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, как впоследствии в Российской империи. Как рассказывает Е.В.Душечкина в своей публикации «Три века русской елки», в качестве обязательного рождественского атрибута елка появляется в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. К концу XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы и повсеместно распространяется за ее пределами.
Так или иначе, но в настоящее время в традиции Русской Православной Церкви праздник Рождества Христова уже не мыслится без украшения храма хвойными красавицами, как праздник Святой Троицы – без стройных березок.
Каких-то общих рекомендаций или правил по поводу того, как подобает украшать храм к Боговоплощению Младенца Христа, не существует, и в целом, все ограничивается желанием и возможностями конкретного прихода. Где-то просто по периметру храма устанавливаются ели или сосны, где-то в дополнение к этому делают букеты из еловых ветвей и при помощи них украшаются диаконские и священнические свечи, а также ограждение солеи, киоты икон и настенные светильники.
Также весьма распространена практика возведения над иконой праздник Рождества, расположенной на центральном аналое, подобия Вифлеемского вертепа (пещеры, в которой родился Спаситель). При этом более предпочтительным видится все же сооружение вертепа не над иконой, а в качестве отдельно стоящей композиции, воспроизводящей сцену Рождения Богомлоденца с использованием объемных фигур или изображений, выполненных из различного материала. При желании данную конструкцию можно украсить еловыми ветками и гирляндами и расположить на солее храма или на улице возле церкви. А в последнее время к праздникам Рождества Христова и Крещения Господня при храмах стали возводиться удивительные ледяные скульптуры и строения. Конечно, они делались и до революции. Об этом мы знаем, например, из книги русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», в которой очень ярко описывается рождественское торжество с фейерверком и целым ледяным городом.
Сегодня возможностей для того, чтобы сделать праздник Рождества Христова особенно радостным и незабываемым существует множество. Но главное в процессе наведения благолепия не переусердствовать. Например, не стоит, использовать для украшения размещаемых в храме елей новогодние игрушки и светящиеся гирлянды. Сама по себе зеленая и ароматная елочка – замечательное украшение, не требующее никаких дополнений. В то же время, если храм маленький и разместить целые деревья не представляется возможным, стоит ограничиться небольшими украшениями из еловых веток. Вообще же нам всем важно помнить о том, чтобы устанавливаемые деревья и украшения не затрудняли доступ в храм и не мешали главному: праздничной молитве!