Как событие, случившееся в Рождественскую ночь и, казалось бы, не замеченное почти никем из людей, перевернуло ход человеческой истории? О том, почему с рождением в Вифлеемской пещере Младенца Христа началась новая эра, говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове к архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, по традиции собравшимся вечером 7 января в Храме Христа Спасителя на Рождественскую великую вечерню.
В день Рождества Христова «праздничными чувствами переполняются наши сердца», сказал Патриарх Кирилл. Да и как иначе? Ведь сердце, обращенное к Богу, не может не трепетать при воспоминании о событиях, которые изменили течение человеческой истории. «И хотя пришествие в мир Бога, соединение Его с человеческой природой остается непостижимой тайной, которая никогда и никем в этой земной жизни не будет разгадана, мы, тем не менее, проникаемся глубочайшим убеждением в том, что благой и совершенный Промысел Божий действует в мире – мире, который наполнен не только радостями, но и скорбями», − подчеркнул Святейший Владыка.
Он напомнил, что даже с чисто внешней − культурной, политической или социологической точки зрения − каждый может увидеть: то, что христианство принесло роду человеческому, вызвало столь грандиозные перемены в жизни людей, что эра, которая началась после Рождественской ночи, справедливо называется новой эрой. «Христианская нравственная идея оплодотворила римское право, греко-римскую культуру, − засвидетельствовал Его Святейшество. − Этот синтез дохристианской культуры с Божественной нравственной истиной, провозглашенной Спасителем, имел очень большое воздействие на умы и сердца людей. Собственно говоря, этот синтез и сформировал то, что до сих пор называется христианской цивилизацией».
Как отметил Святейший Патриарх, велико влияние христианства на искусство, общество, культуру, но особенно − на философию, про которую можно сказать, что с тех пор она стала именоваться богословием, ибо после пришествия в мир Христа Спасителя во главе размышлений о мире и человеке был Бог, и главная философия жизни вырастала из того факта, что в центре человеческого бытия – Бог, ставший человеком.
С другой стороны, кто-то, посмотрев на жизнь людей после пришествия Христа, может сказать, что и конфликтов, и скорбей не стало меньше, не стало меньше греха. И тогда возникает самый важный вопрос: а что же, по существу, принес Христос людям? Только ли новую философию, новую культуру, новую нравственность, новый стимул для развития искусства и многих других сторон человеческой жизни?
«Конечно, нет! – отвечает Святейший Патриарх Кирилл. − Господь принес нечто большее: Он рождается слабым и беззащитным младенцем в Вифлеемской пещере, проводит жизнь простого плотника, также беззащитного, которого очень легко схватить, арестовать, подвергнуть пытке, казнить. Он не опирается ни на какую силу, даже на силу свыше − именно в этом смысл его ответа Пилату, когда Он говорит, что мог бы сделать так, чтоб легион ангелов встал на Его защиту. Он не призывает эти силы. Почему это происходит? А именно потому, что Бог требует от человека в отношении к Нему не принудительных действий, будь то под влиянием человеческой или даже Божественной силы. Он требует от человека действий свободных. Каждый сохраняет свободу верить или не верить, принять Христа или нет, принять образ жизни, который Он предлагает, или его отвергнуть. И нет никакого давления, а если когда-то в истории и были попытки силой государства, силой права, силой закона принуждать людей к вере, то все они оказались тщетными, потому что ничто не может извне повлиять на человеческий выбор, если сам человек с этим выбором не согласен».
Бог воплотился, стал человеком и вошел в человеческую историю как победитель, да и не может быть иного, ибо сила Божественная превышает всякую человеческую. «Победа Христа над злом, над диавольской силой, явленная в ночь Воскресения, была продолжением Вифлеемской ночи и связана с пришествием в мир Господа, − сказал Святейший Владыка. – И сегодня мы живем в особую эпоху – эпоху после пришествия Христа Спасителя, когда явлена победа Бога над темной силой и над всякой человеческой неправдой. Это означает, что совершено уже величайшее действие Божественной справедливости и Бог победил зло».
Многие, наверное, удивятся этому и скажут: «Ну как же так – выйдите на улицу, посмотрите, что творится: преступность, в том числе этническая, межнациональные конфликты, коррупция, в каких-то сторонах нашей жизни – то, что мы теперь описываем ранее непонятным, а сегодня понятным всем словом «беспредел» − ну какая ж здесь победа Христа?» А сколько каждый из нас испытывает несправедливости на себе − и в большом, и в малом, сколько обид, сколько скорбей, сколько болезней и конфликтов, не говоря о том, что дальше, переходя от личной, семейной, даже общественной жизни к жизни планеты – сколько войн, сколько несправедливости, сколько различного рода скрытых стратегий, направленных на утверждение зла в роде человеческом! Где же здесь победа Христа? Именно поэтому многие не принимают Господа − Он представляется им неким древним морализатором, учителем достойных вещей, которые никогда не смогли быть реализованы, духовным предводителем группы людей, которая на сегодня не составляет большинства, констатировал Святейший Патриарх.
«Они, может быть, и не могут видеть того, что реально произошло с родом человеческим через пришествие в мир Спасителя, − продолжил Святейший Владыка. − Господь победил зло, а значит, все наше человеческое зло, которое так тяжело давит на каждого из нас, есть некая виртуальная реальность, тесно связанная с нашим внутренним миром. Это все внутри нас. Нам кажется, что события объективны, а на самом деле восприятие этих событий субъективно. Это мы радуемся или скорбим, это мы совершаем дела благородные и честные или подличаем. Это мы идем по жизни в соответствии с нравственными принципами или становимся преступниками в прямом или переносном смысле этого слова. Это все внутри нас. А объективно, если говорить о масштабах человеческой истории и даже метаистории, то есть того, что выходит за границы истории, − там только победа Христа».
А значит, подчеркнул Святейший Патриарх, мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется очень многим невероятной слабостью: «Мы стоим рядом с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу, и наш долг – в первую очередь, служителей Церкви, но не только их, а каждого, кто называет себя христианином, − утверждать Божию правду, борясь со злом – временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества».
«Служить Воскресшему Христу, служить Младенцу, родившемуся в Вифлееме, и означает утверждать Его правду о мире и о человеке», − подчеркнул Его Святейшество, назвав это величайшим призванием. Он призвал всех: «Не смущайтесь, не пугайтесь, будьте тверды, с вами – Божия правда».
По слову Святейшего Патриарха, мы называем Рождество Христово праздником надежды, потому что через соприкосновение с этим событием обретаем великую надежду на то, что рано или поздно, через радость или через скорбь, через мир душевный или через страдания будет явлена и нам, и другим людям, и всему миру Божия правда, сильнее которой нет ничего.
«В день Рождества Христова обращаясь к вам, мои дорогие, я призываю хранить веру в сердце, хранить ее крепко и неповрежденно, потому что это реальный фундамент для созидания жизни, достойной человека, − сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. − Верим и надеемся, что победа Христа, уже совершенная, уже ставшая реальностью, отобразится и в наших деяниях – деяниях каждого человека, деяниях народа нашего и нашего Отечества. Исполнены этой рождественской надежды, еще и еще раз испросим у Родившегося в Вифлееме Младенца мира и процветания Отчеству нашему, всей исторической Руси и ее народам, Церкви нашей и каждому, особенно тем, кто храня веру в сердце, стремится жить в соответствии с ней».