В двенадцати километрах от города Балашов в Саратовской области располагается небольшое село Лопатино. Для многих верующих оно известно, прежде всего, своим святым источником. В послереволюционные годы Балашов, как и многие крупные города этого региона, стал одним из центров богоборчества. После разрушения в 1936 году Свято-Троицкого собора в городе оставался последний действовавший храм – Успенская кладбищенская церковь. Но и ее в 1940 году закрыли, а потом, как и все остальные храмы города, разрушили. Та же участь постигла и лопатинский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Первый православный приход после десятилетий жестоких гонений был открыт в Балашове в 1945 году. Несомненно, что именно такие святые места, как источник в Лопатино, становились местом паломничества и молитвы. Если храм можно было взорвать, а на его месте построить что-либо другое, то с источником всё обстояло несколько иначе. В архивных документах сохранились сведения о том, как в 1954 году на празднование к Лопатинскому источнику пришло свыше двух тысяч паломников из Балашова, Балашовского, Романовского, Родничковского, Красавского, Турковского и Ново-Покровского районов.
Старожилы села рассказывали, что во время Великой Отечественной войны к источнику привозили раненых солдат.
Местные власти не могли оставить без внимания подобные события. В 1958 году уполномоченный областного Совета по делам религии даже специально отчитывался перед Москвой о ходе выполнения указаний по прекращению паломничества и закрытию святых мест: «В Балашовском районе около села Лопатино имеется почитаемый колодец, к которому до 1958 года в десятую пятницу после Пасхи стекалось до 4 тысяч верующих из сел Балашовского района, а также и некоторых сел Тамбовской и Воронежской областей. В 1958 году в результате опубликования разоблачительной статьи в областной газете «Заря молодежи» об обманных действиях организаторов указанного «святого места» количество паломников к этому колодцу сократилось в 10 раз».
Среди мер, предпринимавшихся для «ограждения» святого места от верующих, были и оцепление отрядами милиции, и заливка колодца бетоном, засыпка его землей. Но, несмотря на все ухищрения, воды источника вновь пробивались из недр земли. Чем же привлекал сельский источник паломников даже во времена гонений за веру?
Местное предание гласит, что в прежние времена одной девушке неоднократно являлась великомученица Параскева, которая велела ей выкопать в земле икону со своим ликом. Девушка просила жителей села помочь ей в этом деле, но люди не внимали её просьбам. После многочисленных обращений к сельским властям икона все же была обретена именно на том месте, которое указывала святая Параскева. Здесь же открылся святой источник. Впоследствии была выстроена часовня во имя этой великомученицы.
Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому когда Бог, в этот же день недели, даровал им дочь, они назвали ее Пятницею (Параскевою по-гречески). Впоследствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями.
Оставшись по смерти своих родителей при значительном имении, святая дева раздала свое имущество нищим и убогим. Посвятив девство Господу, она, непрестанно воспоминая, прославляла Его между язычниками в Иконии.
В царствование Диоклетиана (257-305) за дерзновенное исповедание Распятого святую ввергли в темницу, а потом предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Еще одно чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько разгорелось, что нечестивые мучители были сожжены им. Впоследствии святая Параскева была усечена мечом.
В разрушенном ныне храме находилась та самая обретенная икона. Однако по не известным сегодня причинам она была утеряна, и верующие заказали новый образ на Святой Горе Афон. Эта икона была спасена после разграбления храма и хранилась у жительницы села по имени Агафия.
С давних пор установился обычай совершать в село ежегодный крестный ход в десятую пятницу после праздника Пасхи. В советское время это, по понятным причинам, было невозможно делать. Но духовенство и верующие приезжали к Агафье домой, где перед чтимым образом совершали молебны.
После смерти хранительницы иконы теряются и следы образа святой Параскевы.
Однако в 90-е годы появляется возможность беспрепятственного паломничества на источник и постепенно возобновляется традиционный крестный ход. По милости Божией и чтимая святыня – афонская икона великомученицы Параскевы вернулась к богомольцам. Сейчас образ постоянно находится в кафедральном Михаило-Архангельском соборе города Балашова и покидает его лишь для участия в крестном ходе.
Сегодня рядом с источником стоит часовня, здесь же расположена купальня. Каждое воскресенье, в часовне совершается малое освящение воды.
Хотя святое место принимает многих людей, идущих за исцелением, утешением или просто чистой водой, источник нуждается в помощи. В епархии приглашают всех неравнодушных совершить совместную молитву в часовне и потрудиться по мере своих возможностей во славу Божию.
Иеромонах Серафим (Козин)
Публикация сайта Балашовской епархии