В Белоруссии обнаружили уникальную икону: при проведении реставрационных работ выяснилось, что привезенный из деревни под Гомелем образ Пресвятой Богородицы написан около 400 лет назад в традициях итальянского Ренессанса. Об этом сообщает епархиальный сайт со ссылкой на портал Tut.by.
Икону обнаружил в деревне Уза Гомельского района и доставил в реставрационную мастерскую епископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Первоначально образ ничем не привлекал к себе внимание, но при его первичной расчистке выяснилось, что под напластованиями новой краски скрыта старинная живопись.
– Только после полного раскрытия иконы от трех более поздних слоев краски выяснилось, что перед нами уникальное для этого региона произведение. Даже самая осторожная оценка позволяет отнести первоначальное изображение Богородицы к XVII веку. Более смелая датировка может предполагать, что икона написана в конце XVI – начале XVII столетия. Об этом свидетельствует и способ обработки досок самой иконы. А самое главное – изображение Божией Матери (Мадонны) выполнено в манере итальянской живописи, под явным влиянием искусства Возрождения, – рассказала древлехранитель и реставратор гомельской епархии Елена Попова.
По ее словам, на это указывают и пропорция композиции, и характерное положение фигуры Пресвятой Богородицы, и мягкая, воздушная прорисовка ликов. Икона выполнена темперной краской на очень тонком слое левкаса (основа для письма из смеси мела и осетрового клея – прим.).
На иконе юная Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках стоит на полусфере, означающей Землю. Нельзя не отметить удивительной улыбки «гомельской Мадонны» – она чем-то напоминает загадочную улыбку Джоконды.
Кто был автором этого произведения, пока можно только догадываться. Была ли икона привезена на территорию Великого княжества Литовского с далеких Апеннин, или ее написал итальянский мастер, прибывший на землю Бело Руси? Не исключено, что икону создал и белорусский иконописец, прошедший обучение в Италии, или просто местный «богомаз»-самородок, сумевший очень точно, до мельчайших деталей подражать фряжскому письму.
При реставрации выяснилось, что «гомельская Мадонна» написана в западноевропейской традиции, где ее часто изображали с непокрытой головой. В таком виде она была изображена первоначально. И только впоследствии на голову Божией Матери дорисовали плат.
У этого образа была сложная судьба, схожая с судьбой белорусской земли, которую в те времена потрясали войны и религиозные конфликты. Когда «гомельской Мадонне» делали рентгеновский снимок, то обнаружили, что она начинена металлом. При снятии верхнего красочного слоя открылись пробоины – в икону стреляли свинцовой дробью. Это могло произойти во время военных событий, а также стать результатом действий вандалов.
К систематическим реставрационным работам в гомельской епархии приступили недавно. Заведующий канцелярией епархии Василий Черняков рассказал, что в декабре 2014 года по решению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви был создан институт древлехранителей. Гомельская епархия стала первой в Беларуси, которая ввела у себя эту должность. Согласно решению Синода, главной задачей древлехранителей является сохранение и передача будущим поколениям наследия Православной Церкви, «запечатленной в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры…».
– Наш владыка Стефан всегда много внимания уделяет сбережению древностей. Еще во время служения в Мозырской и Туровской епархии он стал инициатором создания церковного музея, немало сделал для сохранения Михайловского храма. Нами было уточнено, что строительство храма началось ранее, чем указано в охранном свидетельстве, – он был построен в середине XVII столетия. В Польше нам удалось обнаружить старинные гравюры, изображающие мозырский собор, в том числе и лежащим в руинах. Но в Мозыре нам не хватало специалистов по реставрации. В прошлом в связи с закрытием части церквей иконы и богослужебные книги оттуда сносили в действующие храмы. Но не в каждом сельском приходе они могут храниться в должных условиях. Сегодня важно спасти и сохранить эти ценности. Поэтому в Гомельской епархии мы и начали работу по каталогизации культурно-исторических ценностей и их реставрации, – рассказал Василий Черняков.
Часть приведенных в порядок древностей останется в местных приходах, часть будет передаваться в музей.
Идея создания в Гомеле церковного музея также принадлежит епископу Гомельскому и Жлобинскому Стефану. Причем это будет не просто место экспонирования культовых предметов, но музей – действующий храм. В храме-музее будут специальный иконостас и Царские врата. Здесь многое станет прозрачным, даже алтарная преграда, чтобы посетители смогли воочию увидеть все, что находится внутри. Люди смогут прикоснуться и к христианской духовности, и одновременно получить точную, достоверную информацию из музейной экспозиции.
По словам Василия Чернякова, музей-храм предполагается создать в новом здании Гомельского епархиального управления на территории Никольского мужского монастыря. Открытие музея запланировано на 2016 год. Сегодня все работы финансируются за счет средств Гомельской епархии.