Home / Вести приходов / Место для уникальной иконы: в Гомеле появится храм-музей

Место для уникальной иконы: в Гомеле появится храм-музей

В Белоруссии обнаружили уникальную икону: при проведении реставрационных работ выяснилось, что привезенный из деревни под Гомелем образ Пресвятой Богородицы написан около 400 лет назад в традициях итальянского Ренессанса. Об этом сообщает епархиальный сайт со ссылкой на портал Tut.by.

Икону обнаружил в деревне Уза Гомельского района и доставил в реставрационную мастерскую епископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Первоначально образ ничем не привлекал к себе внимание, но при его первичной расчистке выяснилось, что под напластованиями новой краски скрыта старинная живопись.

– Только после полного раскрытия иконы от трех более поздних слоев краски выяснилось, что перед нами уникальное для этого региона произведение. Даже самая осторожная оценка позволяет отнести первоначальное изображение Богородицы к XVII веку. Более смелая датировка может предполагать, что икона написана в конце XVI – начале XVII столетия. Об этом свидетельствует и способ обработки досок самой иконы. А самое главное – изображение Божией Матери (Мадонны) выполнено в манере итальянской живописи, под явным влиянием искусства Возрождения, – рассказала древлехранитель и реставратор гомельской епархии Елена Попова.

По ее словам, на это указывают и пропорция композиции, и характерное положение фигуры Пресвятой Богородицы, и мягкая, воздушная прорисовка ликов. Икона выполнена темперной краской на очень тонком слое левкаса (основа для письма из смеси мела и осетрового клея – прим.).

На иконе юная Божия Матерь с младенцем Иисусом на руках стоит на полусфере, означающей Землю. Нельзя не отметить удивительной улыбки «гомельской Мадонны» – она чем-то напоминает загадочную улыбку Джоконды.

Кто был автором этого произведения, пока можно только догадываться. Была ли икона привезена на территорию Великого княжества Литовского с далеких Апеннин, или ее написал итальянский мастер, прибывший на землю Бело Руси? Не исключено, что икону создал и белорусский иконописец, прошедший обучение в Италии, или просто местный «богомаз»-самородок, сумевший очень точно, до мельчайших деталей подражать фряжскому письму.

При реставрации выяснилось, что «гомельская Мадонна» написана в западноевропейской традиции, где ее часто изображали с непокрытой головой. В таком виде она была изображена первоначально. И только впоследствии на голову Божией Матери дорисовали плат.

У этого образа была сложная судьба, схожая с судьбой белорусской земли, которую в те времена потрясали войны и религиозные конфликты. Когда «гомельской Мадонне» делали рентгеновский снимок, то обнаружили, что она начинена металлом. При снятии верхнего красочного слоя открылись пробоины – в икону стреляли свинцовой дробью. Это могло произойти во время военных событий, а также стать результатом действий вандалов.

К систематическим реставрационным работам в гомельской епархии приступили недавно. Заведующий канцелярией епархии Василий Черняков рассказал, что в декабре 2014 года по решению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви был создан институт древлехранителей. Гомельская епархия стала первой в Беларуси, которая ввела у себя эту должность. Согласно решению Синода, главной задачей древлехранителей является сохранение и передача будущим поколениям наследия Православной Церкви, «запечатленной в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры…».

– Наш владыка Стефан всегда много внимания уделяет сбережению древностей. Еще во время служения в Мозырской и Туровской епархии он стал инициатором создания церковного музея, немало сделал для сохранения Михайловского храма. Нами было уточнено, что строительство храма началось ранее, чем указано в охранном свидетельстве, – он был построен в середине XVII столетия. В Польше нам удалось обнаружить старинные гравюры, изображающие мозырский собор, в том числе и лежащим в руинах. Но в Мозыре нам не хватало специалистов по реставрации. В прошлом в связи с закрытием части церквей иконы и богослужебные книги оттуда сносили в действующие храмы. Но не в каждом сельском приходе они могут храниться в должных условиях. Сегодня важно спасти и сохранить эти ценности. Поэтому в Гомельской епархии мы и начали работу по каталогизации культурно-исторических ценностей и их реставрации, – рассказал Василий Черняков.

Часть приведенных в порядок древностей останется в местных приходах, часть будет передаваться в музей.

Идея создания в Гомеле церковного музея также принадлежит епископу Гомельскому и Жлобинскому Стефану. Причем это будет не просто место экспонирования культовых предметов, но музей – действующий храм. В храме-музее будут специальный иконостас и Царские врата. Здесь многое станет прозрачным, даже алтарная преграда, чтобы посетители смогли воочию увидеть все, что находится внутри. Люди смогут прикоснуться и к христианской духовности, и одновременно получить точную, достоверную информацию из музейной экспозиции.

По словам Василия Чернякова, музей-храм предполагается создать в новом здании Гомельского епархиального управления на территории Никольского мужского монастыря. Открытие музея запланировано на 2016 год. Сегодня все работы финансируются за счет средств Гомельской епархии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *