В особые дни поминания усопших – Родительские субботы, в том числе и Дмитриевскую, которая в 2021 году приходится на 6 ноября, множество людей приходит на кладбища, зачастую даже забывая зайти в храм и помянуть там почивших. Одни молятся на могилах своих предков, другие ставят стопки с водкой, кладут сигареты, еду. Кладбищенские предрассудки – самые живучие в народной среде. Сегодня поговорим о них.
Блин на лицо покойнику
Когда-то главный редактор газеты «Челябинские епархиальные ведомости» протоиерей Евгений Мартенец служил в Ставропольском крае. Там от старых священников он впервые услышал об этом шокирующем обычае.
«Один знакомый деревенский батюшка мне рассказывал. Дело было, когда он еще был молодым, только принял свой приход. Позвали его как-то на похороны. Как положено, он совершил отпевание, потом вместе с семьей поехал на кладбище, затем на поминки. Сели за поминальный стол, батюшку усадили во главе. Поставили перед ним тарелку, на ней – один блин. Все сидят, молчат, никто не ест, ждут. Он взял этот блин, съел. Все вздохнули с облегчением и принялись трапезничать. А уж потом, чуть позже, ему кто-то и сказал, что это традиция в селе такая: положить покойному на лицо блин, а потом дать съесть его священнику, – вспоминает отец Евгений. – Я с тех пор на поминки стараюсь не ходить, а если иду, ничего не ем».
Еще один священник Челябинской епархии – настоятель храма в Новогорном отец Леонид Ганиев – прибыл из Калужской области. Там не только блины в гроб укладывали.
«Я таких страшных историй наслушался столько, что на поминки к незнакомым людям никогда не ходил, – рассказывает отец Леонид. – А один мой сослуживец попал в неприятность. Когда после похорон сели поминать, рядом с ним положили булочку. Сидят, никто есть не начинает, ждут. Он взял эту булочку – она уже сухая. Вот он ее ест и чаем запивает, неудобно было капризничать. А потом оказалось, что родственники перед похоронами положили ее в руки покойнику, а потом «угостили» священника. Если не удается покормить священника на поминках, несут все это в церковь. Такие обычаи пришли к нам из Украины, Белоруссии. Поэтому они так живучи на юге России».
ОБС – «одна бабка сказала»
Если вы думаете, что это всё народные байки, ошибаетесь. Ученые этнографы зафиксировали подобное явление.
Вот что пишет Изабелла Иосифовна Шангина: «В традиционных представлениях русского народа (и не только русского) блины были связаны с поминовением умерших. И обычай класть умершему блин на лицо, а затем относить его в церковь и угощать им священника, полагая, что «если поп съест блин, душа на небо попадёт», …несомненное тому подтверждение. В день погребения обычно выпекали блины и один горячий блин клали около гроба на окошко, чтобы душа умершего питалась паром от блина. Во многих селах в старину с этой же целью блин клали в гроб или на грудь умершего. Нет ничего удивительного в рассказе о том, что блин положили на лицо умершего – умерший перед долгой дорогой на «тот свет» должен поесть, как и всякий отъезжающий из дома в другое место. Что касается священника, то по русским представлениям, он являлся посредником между Богом и людьми. Одной из его функций были проводы умершего в «иной мир». При этом от правильности действий священника зависел и правильный переход туда покойника».
Священник по дороге к больному. Фото 1904 г.
А вот текст этнографа Татьяны Зиминой: «Традиционно основные сведения о народной культуре, об обычаях и обрядах специалисты получали в «поле» – за пределами центров крупных городов. В ходе бесед со старожилами записывают легенды и былички, обычаи и ритуалы, рассказы о предках, о традициях материальной и духовной культуры края и каждого поселения и т.д. В начале нашего века на протяжении более десяти лет проводилось этнографическое обследование поселений Южного Урала, главным образом, Оренбургской и Челябинской областей. Экспедиции были комплексные, кроме нашего музея, в них участвовали научные и музейные центры Оренбурга и Челябинска. Так, была собрана значительная информация по обрядам жизненного цикла, в том числе по похоронно-поминальной обрядности, в большей степени сохраняющей архаичные элементы. Удалось побывать на поминках и зафиксировать процесс подготовки и проведения трапезы важных поминальных дат. На фотографиях можно увидеть поминальную трапезу 40 дня. На столе одним из первых и важных блюд являются блины, к блинам подают мёд. Описанный обычай не был зафиксирован в ходе этих экспедиций. Это вполне объяснимо: не каждый опрашиваемый решится рассказать приезжему человеку о довольно специфичных действиях, которые с точки зрения современного человека выглядят несуразными. Однако в его существовании не приходится сомневаться, так как он вписывается в общую картину поминовения умерших у русских, в частности, проживающих на территории Южного Урала».
«Чудят до сих пор!»
Насколько живы похоронные суеверия, мы спросили у челябинских священников. Протоиерей Валерий Числов – настоятель Успенского храма на Цинковом кладбище. Лично со странными блинами и булочками он не сталкивался, но на поминки ходит только к хорошо знакомым людям.
«У нас цыгане до сих пор чудят, – рассказывает отец Валерий. – Однажды принесли в храм виноград, обвитый какими-то веревочками. А потом выяснилось, что это подвязки, которыми в гробу связывают ноги покойнику. С тех пор мы ничего у цыган не берем. Есть совсем шебутные цыгане, они прямо в день похорон накрывают возле могил столы по десять-пятнадцать метров, жарят шашлыки. Русское население тоже не отстает. Вот отпели мы покойника, гроб вынесли из храма, а они скорее на лавочку садятся, где гроб стоял. Я спрашиваю: «Зачем вы так делаете?» Отвечают: «Мне бабушка сказала». Часто масла в огонь подливают похоронщики. Советуют родственникам покойного обязательно прийти на следующее утро после похорон – «покормить» усопшего. Водку принести, хлеб, сигареты. Не знаю, зачем они это делают, может, потом водку с могил собирают. Вообще, все эти суеверия идут из древности. И всегда найдется тот, кто в это будет верить».
«Есть такой народ – тютняры. Они живут в Губернском и Кузнецком, так у них очень много из старых порядков соблюдается, – рассказал иерей Леонид Ганиев. – Сразу после отпевания они кидаются переворачивать все лавки в храме. Все присутствующие на похоронах обязательно должны подержаться за ноги покойника. Когда гроб закопают, обходят три раза вокруг могилы – чтобы мертвец за ними не приходил. Я сначала пытался их вразумлять, а сейчас философски к этому отношусь. Это из наших людей не вытравить».
Душа хочет напитаться молитвой
Один из самых опытных челябинских священников, настоятель храма Василия Великого протоиерей Сергий Севастьянов постоянно сталкивается с диковатыми народными обычаями.
«Надо, чтобы священники людям объясняли, что это идет от язычества, – говорит отец Сергий. – Мы народ не переучим одним днем. Нужно, чтобы сменилось несколько поколений, чтобы люди забыли эту чушь. Я сам стараюсь прихожанам разъяснять. Вот идут они своего покойника наутро «кормить». Я говорю: «Дорогие мои! Душа уже не хочет кушать. Ей нужно только молитвой напитаться. Сходите лучше в храм, помолитесь. Я с вас деньги за это не прошу. Просто постойте на литургии. Не можете литургию выстоять – хотя бы на панихиде». Еще очень часто подходят и рассказывают, что покойник снился, звал с собой. Это для наших людей чуть ли не сигнал, что помирать пора. Я рассказываю про себя. У меня бабушка была любимая, умерла в 98 лет. И она часто снится мне. Иногда даже зовет: «Сережка, иди ко мне! » Я во сне подойду, посижу рядом с ней на кровати. Но это же не означает, что она позвала меня умирать. Я знаю: если бабушка приснилась, значит, плохо молюсь. Иногда мне сразу несколько покойников снятся, с сюжетом, как фильмы. Утром проснешься, думаешь: «А об этом человеке я давно не вспоминал». Начинаю поминать в молитвах. Вот что просят наши покойники, когда приходят к нам во сне».
Светлана БАЦАН
Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»