Home / Православие повсюду / Повод для радости. Оптимистичная история про смерть

Повод для радости. Оптимистичная история про смерть

Сегодня, в день Радоницы, мы совершаем поминовение усопших. Для кого-то кажутся несовместимыми пасхальная радость и память о тех, кто ушел от нас. Для этих людей хочется рассказать небольшую историю, которая их, возможно, утешит. Правда, история эта, по земным меркам, совершенно без «хэппи-энда», и речь пойдёт в ней не о человеке, который долго боролся за свою жизнь и в конце концов победил болезнь, а о том, кто, скоропостижно скончался.

Не думаю, что сильно нарушу приватность, если назову подлинное имя моего героя – Георгий. Желающие смогут за него помолиться. Это был уже довольно пожилой мужчина, истовый ЗОЖник (аббревиатура ЗОЖ расшифровывается как «здоровый образ жизни» – прим.). «Он рассчитывал прожить больше ста лет, очень любил жизнь», – рассказывала мне потом одна из его дочерей. Но всё случилось иначе…

Большая семья заболела коронавирусом внезапно и в весьма тяжёлой форме. Всех оперативно госпитализировали. Жена, парализованная после инсульта, и сын-диабетик довольно быстро поправились. А Георгий – причастившись Святых Христовых Таин и пособоровавшись в стационаре – через полторы недели умер. Или, как говорят у нас православных, преставился. То есть перешёл в иной мир.

И вот, не прошло и сорока дней, дочери усопшего снится сон: встречает она своего папу на дороге, а он со счастливой улыбкой ей говорит: «Ты знаешь, дочь, тут настолько радостно и красиво, что вы даже не представляете себе. Я и объяснить вам не смогу, потому что у вас нет таких слов. Мы вообще тут больше молчим. А я всё время рисую окружающую красоту…» Отец был художником и очень разговорчивым человеком.

«Сон и сон», – скажет скептик. И будет, несомненно, прав. Мы ведь и с точки зрения православной традиции не должны слишком доверять снам. Чаще всего они побочный продукт деятельности высшей нервной системы. А нередко и вовсе действие лукавого, который стремится нас смутить.

Но здесь любой человек, который хоть раз читал Библию, сразу вспомнит аналогичные слова апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2; 9–10). А многие помнят и высказывание преподобного Исаака Сирина, говорившего что «молчание есть тайна будущего века»…

Мы молимся о здравии болящих, считаем достижения медицины даром Божиим, призываем беречь, насколько это возможно, собственное здоровье. Но при всём этом нам как верующим людям не стоит забывать, что земная жизнь есть приготовление к вечности. И уж если, как бы мы ни старались, Господь призвал человека, надо принять Его волю. Хотя это всегда очень тяжело для болящего и его близких…

Сам Спаситель плакал, когда умер Его друг Лазарь (Ин. 11; 35). А многие святые очень тяжело и болезненно умирали. Поэтому скорбь в таком случае естественна. Но она не должна перерастать в безраздельное уныние, стремление всю свою последующую жизнь и жизни близких облечь в вечный траур. Так могут поступать лишь закоренелые атеисты и язычники.

А больным полезно помнить наставление святителя Иоанна Златоуста (который, кстати, был очень болезненным человеком и страдал от язвы желудка): «Кто переносит болезни с благодарностью Богу, тот не далёк от святости».

Очень правдиво с духовной точки зрения о страшных временах, когда свирепствуют войны и болезни, поведал известный английский писатель Клайв Степлз Льюис. Он написал книгу с занятным аскетическим сюжетом под названием «Письма Баламута». В ней в остроумной и местами юмористической форме рассказывается о том, как мелкий бес по имени Гнусик, приставленный искушать и вести к погибели конкретного человека, получает наставления более матёрого демона по имени Баламут.

По сюжету книги, начинается Вторая мировая война, и Гнусик очень радуется этому обстоятельству. Ведь вокруг столько страданий и страха, от которых нередко происходят недостойные поступки, приводящие людей в ад…

Но более опытный Баламут предостерегает бесенка от чрезмерного оптимизма, ведь война – это повод не только для проявления человеческих слабостей и страстей, но и для подвига, благодаря которому самый безнадёжный грешник порой может внезапно спастись, проявив высшую степень любви и пожертвовав собой.

Опытный бес пишет младшему товарищу, называя «Врагом» Бога: «Подумай также, сколь нежелательным образом люди умирают на войне. Они знают, что их можно убить, и все же идут туда, особенно если они приверженцы Врага. Для нас было бы гораздо лучше, если бы все они умирали в дорогих больницах, среди врачей, которые им лгут по нашим же внушениям, обещая умирающим жизнь и утверждая их в том, что болезнь извиняет каждый каприз, и (если наши сотрудники хорошо знают свое дело) не допуская мысли о священнике, дабы тот не сказал больному о его истинном положении. А как губительна для нас постоянная память о смерти!

Наше патентованное оружие – довольство жизненными благами – оказывается бездейственным. В военное время никто уже не верит, что будет жить вечно».

Как верно сказано! Во время переживаемых общих бед никто уже не верит, что будет жить вечно на земле. А это очень хороший повод вспомнить о вечной жизни на том свете, где Господь уготовал великую радость для любящих Его…

Священник Димитрий ФЕТИСОВ

Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *