Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - «Все будто ловят эту волну, и в душах что-то происходит»

«Все будто ловят эту волну, и в душах что-то происходит»

03:00, 10 июня 2022
Православие повсюду


Как колокола воссозданного храма объединили в единую команду вместе с опытным звонарем бывших машиниста, инженера и нынешнего студента, за что они долго прощали один из колоколов, сколько есть способов заставить 12-тонного исполина подать голос, как строится звон и как на него реагируют жители города, рассказали звонари Александро-Невского собора Волгограда.

Уже и не верится, что совсем недавно здесь были только трибуны и за ними – заброшенный сквер. Величественный красавец-собор благоверного князя Александра Невского в Волгограде возвышается над городом, а колокольный звон, как и столетие назад, слышен далеко в других районах города. Колокольный звон. Звуки, пронизывающие пространство и, кажется, изменяющие даже воздух. Очищающие, радующие душу. Колокольня высоко. Снизу кажется – почти под небом. Тишина. И вдруг – удар. Еще один. Еще. И постепенно, будто река разливается и заполняет все вокруг. Попробуем подняться туда и познакомиться с соборными звонарями – невидимыми служителями, ежедневно утром и вечером созывающими на службу горожан.

На колокольню ведут обычные лестничные пролеты, этажей стандартных примерно с семь. На промежуточных лестничных площадках – двери, ведущие в различные помещения собора, одна из которых – на клирос. Да, подняться пешком на самый верх под силу только физически крепкому человеку, но есть и современный лифт. И вот мы наверху. Открываем последнюю дверь и… перед нами небо. А на его фоне – колокола, самый большой из которых поначалу просто шокирует своим размером. Он просто гигантский. Колокола очень красивые. На каждом из них отлиты иконные барельефы, ни один из которых не повторяется.

А вот и звонари, они как большие птицы в небесной перекличке – каждый на своем месте, но слаженно и дружно посылают в воздух мощные волны звуков. А сами колокола послушно по очереди кланяются и поют. Дух захватывает, что и говорить! Минут десять мы еще ждем и слушаем. Все звонари собора Александра Невского – это выпускники Волгоградской школы колокольного звона во главе с самим руководителем Александром Мореновым. Сплоченная команда, сложившаяся в последние шесть-семь лет, часто принимает участие в местных и региональных фестивалях, различных мероприятиях.

Каждый из них – практикующий звонарь. Например, самый младший, Владимир Зайцев, несет послушание звонаря в храме Всех святых Церкви Русской, что на 7-й Гвардейской. У Константина Пискунова есть своя передвижная звонница, которая находится учебном классе школы звонарей в Казанском соборе, и он уже тоже начал преподавать. Константин нашел свое призвание в храме святого великомученика Георгия Победоносца. Алексей Чумаченко – постоянный участник региональных фестивалей звонарей. Давайте познакомимся?

Александр, это ведь не совсем обычная практика – столь большая команда на колокольне?

Александр: Конечно. Здесь собрались опытные звонари. Ведь в этом деле важна практика, потому что колокольня Александро-Невского собора непростая: большой набор колоколов, среди них многотонные – здесь важно работать слаженно, а мы команда сформировавшаяся, чувствуем и понимаем друг друга. Поэтому все мы здесь.

Колокольня обустраивалась, начиная с 2018 года, когда благотворители Юрий Сударев и Виталий Кислицкий согласились подарить собору колокола, и мы вместе поехали их выбирать. Они меня пригласили, мы ездили по разным предприятиям и выбирали: слушали звук, общались с руководителями. Они очень кропотливо подошли, досконально изучили вопрос. Очень опытные бизнесмены и руководители-практики, они быстро находили общий язык с мастерами, руководителями предприятий, в свою очередь рассматривая их деловые качества и качество производимой ими продукции. И вот в итоге им понравился такой простой литейщик, невзрачный вроде на вид, но очень душевный человек и сам по себе еще такой работяга – вместе с мастерами все делает сам, всегда находится на заводе. Это Владимир Шувалов. Его даже от рабочих-то не отличишь. Он такой вот: бегает там что-то, суетится, всем помогает. Этим он расположил наших благотворителей к себе. Им понравилось, что колокола от начала и до конца делаются вручную.

Шуваловых два брата – Владимир и Николай. Николай чуть раньше стал лить колокола, позже к нему присоединился Владимир, а затем они образовали два самостоятельных предприятия в городе Тутаеве Ярославской области. Их производство колоколов основано на старинной технологии, многое делается вручную, используются природные материалы. Завод расположен специально в таком месте, где имеются большие залежи глины, подходящей для литейного производства. На первый взгляд, все выглядит кустарно: какие-то перегородки, цеха, печи все вручную сложены, казалось бы, даже как-то неуклюже. Но зато в итоге, приложив душу, эти мастера получают вот такие вот шедевры.

У вас любимый колокол?

Александр: Конечно. Почти все мы отдаем предпочтение «Царскому», на котором изображен святой царь-страстотерпец Николай II.

Константин: У него звук такой нежный. Своеобразный. Выделяется из всех. По сравнению с ним остальные немножко грубоваты, а у него…

Алексей: …бархатный!

Александр: Вова шел и вот услышал издалека, как он дает такую изюминку.

Какая же у этого колокола нота?

Александр: Вы знаете, мы, звонари, больше отличаем колокола по благозвучию. По нотам – может быть, только вначале, при формировании набора. А звон строится по тембрам и ритмическим рисункам, по благозвучию. Я использую не партитуры, а именно только ритмические рисунки в их последовательности.

А этот вот «товарищ», такой большущий, весом в двенадцать тонн… Вы с ним подружились?

Александр: Да. Но мы его прощали долго!

То есть?

Александр: Видите, у нас даже два вида звона в него. Первый – путем раскачивания языка: маятником язык раскачивается и в оба края или в один из них ударяет. То есть путем раскачивания самого языка. Там специальный канат – звонарь подходит и раскачивает его.

То есть он сам не раскачивается?

Константин: Физически затруднительно…

Александр: Сам – нет. Он очень тяжелый. А раскачивание языка требует немалой физической подготовки, но сколько человек выдержит? Минут пять-семь сможет… Поэтому я еще вначале думал сделать комбинированный способ: и так, враскачку, и с помощью педали. Внизу под помостом находится такая массивная педаль – нажимая на нее, уже полегче справиться. С помощью лебедки язык подводится, остается расстояние примерно в семь сантиметров и фиксируется на трос. А трос уже к педали подключен. Пока мы решили звонить именно так. Когда звонишь «враскачку», конечно, звук получается более сильный, плотный, громкий, и он слышен очень издалека. А через педаль – более тихий, приглушенный. Тем не менее, в ансамбле звучит уравновешенно, не выделяется. Поэтому комбинируем способы в зависимости от случая.

Как вы распределяете обязанности?

Константин: Есть руководитель школы звонарей, мы же все его ученики. Он нас научил, мы считаем его старшим. Он и распределяет, кому на каком колоколе играть.

То есть, как на клиросе, безоговорочное послушание?

Константин: Да. Он нас всех знает – у кого какие способности, кто чем может лучше послужить.

Александр: Сначала, когда мы пришли, все менялись местами, звонили, где только можно. Я всех послушал, присмотрелся и распределил силы. Ну, а в дальнейшем все попробуют свои силы на разных группах колоколов.

Владимир: Это как в храме по Уставу – «аще изволит настоятель», у нас – «аще изволит руководитель».

А кто же вы по профессиям?

Константин: Я был машинистом тепловоза. Большого, настоящего тепловоза. В последнее время перед пенсией работал на маневровом. На «Красном Октябре», прямо на территории завода, есть железнодорожный цех со своей железной дорогой, тепловозами, которые перевозят тяжелые грузы. Сейчас на пенсию пошел.

И вы, еще будучи машинистом, учились колокольному звону?

Константин: Да. Потому что у нас в храме Георгия Победоносца, который находится также прямо на территории завода «Красный Октябрь», колокола были подвешены «не по науке», и мне так стало жалко смотреть на то «дергание» вразнобой кем придется и как придется. Это не звон, а кощунство. Хотелось помочь настоятелю, послужить. И вот мы с Александром переделали все, сделали столбик, правильно подвесили, наладили, и теперь там звон такой, что душа радуется.

Правда, колокольный звон запал мне в душу еще раньше. Но Господь распорядился так, что именно тот храм стал отправной точкой. Я же в нем еще и крестился. А после крещения смотрю: звонаря нет, колокола вразнобой… И решил пойти учиться.

А вы, Алексей, как пришли к этому служению?

Алексей: Я по образованию машиностроитель. В те годы, когда заканчивал тракторостроительный факультет, с конвейера нашего тракторного завода каждые четыре минуты сходил новый трактор. Но, к сожалению, в последние годы завод прекратил свое существование. У меня много специальностей: токарь-фрезеровщик, слесарь, одно время работал инженером-технологом. Сейчас работаю в нашем музыкальном театре рабочим по зданию. Но к музыке у меня всегда было особое отношение. Есть и начальное музыкальное образование – по скрипке. И вот теперь, получается, я везде с музыкой – и там, в театре, и здесь, в соборе. Кроме того, на клиросе пою.

Константин, а вы тоже каким-то музыкальным инструментом владеете?

Константин: Нет! Ну, в юности только, как обычно, гитара… Собирались, пели песни, и каждый стремился научиться. Но колокола! Это же совсем другая сфера…

Володя, теперь твоя очередь. Ты самый молодой звонарь в команде, да и, вероятно, во всем городе. Немногие, наверное, ожидают такого юного звонаря застать в кафедральном соборе. Расскажи нам, пожалуйста, о себе.

Владимир: Я приехал с родителями с Украины. И вот когда мы приехали сюда в 2016 году и пошли в Казанский собор, я увидел там объявление с приглашением в школу колокольного звона. На Украине в нашем храме на колокольне было шесть колоколов, которые висели в ряд. Звонить было некому, потому просили меня. Хотя теперь-то я понимаю, что тот мой «звон» сложно было назвать звоном. Здесь я увидел совсем другие колокола, совсем другой подход к делу.

Не ожидал, что целая настоящая школа существует. Очень удивился в первый момент: «Надо же! Школа!» и сразу решил: буду учиться. Закончил базовый курс в декабре 2016 года. Сейчас мне семнадцать лет, учусь в социально-педагогическом колледже.

Кем собираешься стать?

Владимир: Вы знаете, боюсь говорить наперед. Как Господь поведет… Я привык с детства к храму благодаря бабушке. И так складывается жизнь, что в детстве, когда надо было идти в храм, я иногда с неохотой вставал рано. Она меня уговаривала. А сейчас для меня храм – это главное, это все! Здесь, в Волгограде, я хожу в храм на 7-й Гвардейской, а на Украине у нас храм Святого Духа. Так я по нему скучаю! У нас там была одна семья, как дом. Все вместе, всем хорошо…

Как вы ощущаете появление в центре Волгограда такого собора? Вот он уже есть, живет полноценной жизнью, вы звоните в колокола… Какие чувства?

Константин: Слава Господу! Он привел в такой собор! К таким колоколам! Не в каждом городе есть такой набор колоколов. Очень благозвучный, средние колокольчики замечательно подобраны по нотам. Александр так подбирал. Очень, очень здорово.

Александр: По тетрахордам (четырёхступенным звукорядам – прим.) выбирали. Но, может быть, не совсем точно – колокол точно не подберешь…

Вообще же, если говорить о чувствах от собора… Это какой-то оазис вырос! Такое украшение города, да и вообще все как-то сразу преобразилось! И сам звон колокольный так на всех действует! Люди проходят, слышат звон, и все как-то преображаются.

Сегодня только батюшка делился впечатлениями… Шел к собору, неподалеку подростки идут, голосят, спорят, выкрикивают что-то. И вдруг начали звонить колокола. Ребята все разом притихли и даже в лицах изменились, просветлели будто, стали слушать. Я тоже замечал отсюда, сверху: молодежь идет, останавливается, слушает. Иные подпевают даже… Все будто ловят эту волну, и в душах что-то происходит. Что-то хорошее-хорошее!

Владимир: Некоторые идут-идут, остановились, креститься начинают. Тишина, тишина – и вдруг звон. Алексей. Изначально храм был воздвигнут в память императора Александра III – такая серьезная цель была у постройки. Поэтому радость, что вот он – наш собор – снова стоит, и молитва идет! Все мы помним слова митрополита Германа о том, что, когда храм будет возрожден, он свою задачу на земле будет считать выполненной.

Александр: Да, конечно, все мы мечтали об этом. Но так быстро все сбылось! И колокольню полностью оформили и настроили! Даже неожиданно немножко… Мечта сбылась по-настоящему. И такие колокола, что в них звонить – это просто счастье. Не в каждом городе такое есть. А такой большой набор на всем Юге России есть еще только в Ростове-на-Дону, и там есть шестнадцатитонник (у нас в Волгограде колокол немного меньше по весу – двенадцатитонник), только произведенный Николаем Шуваловым, братом Владимира. А больше нигде нет! Переполняют чувства, конечно. Слава Богу за все!

Беседовала Анна ГОНЧАРОВА

Публикация журнала «Царицын православный»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх