Home / Православие повсюду / Тайна дружбы

Тайна дружбы

Как появляется дружба, и чем она отличается от приятельства? Дружили ли между собой святые, и что можно узнать о дружбе из Священного Писания?

Почти у всех из нас есть друзья – у кого-то их много, у кого-то меньше, а кто-то может назвать другом одного-единственного человека. Мнений по этому поводу тоже немало. Одни говорят, что настоящий друг должен быть только один. Другие не согласны с этим утверждением и смело распахивают душу для многих – ну, или нескольких человек, вполне вмещая всех в своем сердце.

Мы начинаем дружить в детстве, заводя приятелей в садике, во дворе, в классе. Если спросить ребенка, сколько у него друзей, почти каждый ответит, что их у него много: «С этим мальчиком мы в прошлый раз с горки катались», «С этой девочкой мы в дочки-матери играли». Потом появляются друзья по институту, по интересам, музыкальным пристрастиям, хобби…

С возрастом круг друзей обычно сужается. Тут количество, что называется, переходит в качество. Когда появляется семья, рождаются дети, бывает, что времени и сил на друзей уже не хватает, а в кругу общения остаются, как правило, самые-самые. И это не плохо. Это нормально.

К пониманию настоящей дружбы приходишь со временем. Обычно человек за свою жизнь меняет несколько мест работы, и на каждой появляются неплохие или даже замечательные приятели. С ними приятно поболтать в свободную минуточку, можно провести вечер, куда-нибудь вместе сходить или даже поговорить на довольно сокровенные темы. Однако почему-то с переменой коллектива этот приятель пропадает из обзора – насовсем, как будто и не было его никогда. А настоящих друзей объединяет не работа, не статус, не материальное положение и даже не образ жизни. Друзей объединяет все же сходство мировоззрения, а если совсем приближаться к идеалам, то духовное родство.

И вот тут – загадка. Почти как у супружества. О тайне, которая соделывает из мужа и жены «одно целое», говорят часто, тогда как о сокровенном явлении, когда два человека дружат, испытывая самые чистые и сердечные чувства, упоминают намного реже. А ведь дружба – это такой же великий подарок от Бога, как и счастливый брак. Друзей также связывает любовь, желание послужить другому, отдать лучшее, утешить и облегчить скорбь. В основе настоящей дружбы лежит та же жертвенность, искренность и самозабвенность. Словом, настоящая дружба – это проявление Божией милости и заботы о нас.

В Священном Писании о дружбе говорится немало. Господь Своих учеников называет друзьями (Ин. 15: 13-14), возводя на определенную высоту это слово и понятие. Иисус Христос говорил о Лазаре как о Своем друге и даже по-человечески прослезился, узнав, что тот умер.

На дружбу указывает и случай из Евангелия, когда расслабленного опустили через кровлю к Господу. Именно благодаря усилиям и вере добрых приятелей, искренне желавших исцеления своему немощному другу, произошло чудо.

О высоком значении дружбы упоминается и в Ветхом Завете. «Верный друг – крепкая защита; кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его», – говорится в Книге ветхозаветного мудреца Иисуса, сына Сирахова. А в древних притчах есть такое выражение: «Друг любит во всякое время и сделается братом во время бедствия» (Притч. 17: 17).

Ветхозаветное понимание дружбы предвосхищало искреннюю новозаветную дружбу, основанную на христианской любви и жертвенности. В церковной истории мы находим множество примеров дружбы между святыми угодниками. Были сердечными друзьями преподобные Зосима и Савватий, Гурий и Герман Казанские, святители Григорий Богослов и Василий Великий и многие-многие другие. «Какое хочешь, представь себе удовольствие – низкое ли, благородное ли – сладость дружбы будет выше всех их. Укажи даже на сладость меда, но и мед делается приторным; а друг никогда, пока остается другом, напротив – любовь к нему более и более возрастает, между тем проистекающее из нее удовольствие никогда не производит пресыщения», – писал святитель Иоанн Златоуст.

«Для возникновения дружбы тоже должно быть некое внутреннее созвучие, близость интересов. Дружба – это настолько удивительное и прекрасное явление, что слов не найдешь, чтобы до конца объяснить, что это такое», – отмечал игумен Нектарий (Морозов).

А святитель Григорий Богослов так говорил: «Если бы кто спросил меня: что всего лучше в жизни? – ответил бы: друзья», но угодник Божий добавлял: «А из них кого должно более почитать? Отвечал бы: добрых».

Святые отцы всегда советовали со вниманием подходить к выбору друзей и не спешить раскрывать сердце каждому. Верный друг – настоящее счастье, но, к сожалению, оно не так часто встречается. Иногда друзья появляются в детстве, и связь между людьми не угасает до самой смерти, но, бывает, что «ближнего и искреннего своего» обретаешь уже в зрелом возрасте. И тогда радуется сердце, что обрело такую отраду – родного по духу человека.

Особенное счастье – обрести друга во Христе, на молитвенную помощь которого можно опереться в трудные моменты жизни, который вовремя подскажет, что «пора на исповедь», наставит или чистосердечно обличит. Для такой дружбы нет территориальных или временных ограничений – люди всегда связаны и объединены молитвой друг за друга. Друзей, проверенных временем, искренних, близких, родных, не сбивающих с истинного пути, а желающих счастья и спасения, надо беречь. Они отражение Божией любви и заботы о нас. Они делают нас лучше, позволяют и нам испытывать самые лучшие, чистые чувства.

Преодолевая трудности в общении с друзьями, может быть, прощая их за что-то или прося прощения, мы совершенствуемся в любви. Молясь за них с теплотой и искренним участием, мы сподобляемся молитвы и за нас пред Престолом Божиим – всех небесных угодников, Божиих друзей.

Анжела КИСЕЛЕВА

Публикация сайта «Православное Закамье»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *