Home / Православие повсюду / «Пребывание в молодёжном братстве очень сильно укрепило меня в вере»

«Пребывание в молодёжном братстве очень сильно укрепило меня в вере»

24 июня отмечается День молодежи. Отличается ли молодежь сегодня от той, что была десять-пятнадцать лет назад, в каком духовном состоянии она сейчас пребывает? Молодые люди – объект или субъект социального служения? Существуют ли какие-либо методы и секреты, чтобы привлечь их в Церковь, или они должны прийти сами? Об этом зашла речь в интервью с руководителем отдела Хабаровской епархии по делам молодежи священником Андреем Долгополовым.

Когда в вашей жизни появилась «молодежка»?

– Впервые я попал на собрание православной молодежи в 2008 году. Когда пришел на исповедь в храм к отцу Дмитрию Винокурову, он спросил меня: «Почему ты до сих пор не ходишь на «молодежку»?» На тот момент мне было девятнадцать лет, и о существовании «молодежки» я даже не подозревал. Я подумал, что это скучные собрания, на которые приходят такие же скучные ребята. Да и на тот момент у меня были другие интересы: учеба в институте, друзья, занятия спортом. Тем не менее, по приглашению священника я пришел на следующее собрание. С того момента моя жизнь разделилась на «до и после».

Я зашел в крестильню Спасо-Преображенского кафедрального собора, где на тот момент проходили собрания, и увидел около 50 молодых ребят, таких же, как и я. Каждый из них держал в руках Евангелие. Вместе со священником ребята изучали его, задавая интересные и глубокие вопросы. Там я даже увидел своих преподавателей из Дальневосточного государственного университета путей сообщения, где тогда учился. В конце встречи отец Дмитрий представил меня и других новичков всем ребятам, а также предложил поучаствовать в делах милосердия – в поездке в детский дом.

С того дня я стал постоянным участником «молодежки». Впоследствии отец Дмитрий поручил мне отдельное направление молодежного отдела – окормление детских домов. В одно время мы посещали шесть таких учреждений по всему Хабаровску. Мы постоянно их навещали, приглашали детей на воскресные службы, ездили в походы, играли в спортивные игры.

Пребывание в молодежном братстве очень сильно укрепило меня в вере. Когда рядом с тобой есть такие же верующие молодые люди, легко получается самому осознанно приходить к Богу, открывать для себя православное вероучение, втягиваться в литургическую жизнь. Спустя несколько недель посещения «молодежки» отец Дмитрий пригласил меня в алтарь, видя, что я посещаю богослужения. По началу я отказался, но спустя время он настоял, представил меня ключарю собора – отцу Олегу Хуторскому, который и благословил меня войти в алтарь. Именно благодаря этому событию я стал видеть богослужение изнутри, участвовать в нем, часто причащаться. Тогда у меня и стали появляться мысли о том, чтобы стать священником.

Отличается ли молодежь сегодня от той, что была десять-пятнадцать лет назад? В каком духовном состоянии она сейчас пребывает?

– Я думаю, что молодежь сегодня не отличается от той, что была десять-пятнадцать лет назад. Вспоминая себя и свои первые шаги в храме и на молодежке, я могу сказать, что ребята в Церкви одинаково добрые сквозь года. Куда бы я ни приехал, общаясь с верующими людьми, приходится делать вывод, что они очень похожи, похожи на Христа. В тех добродетелях, которые мы приобретаем в церковной жизни, и происходит некое уподобление Господу в том, что мы стремимся исполнять Его заповеди. Это такой феномен похожести людей друг на друга в Церкви. Мы друг друга узнаем, и нам легко общаться, потому что в Церкви мы становимся братьями и сестрами.

Если говорить о духовном состоянии молодежи, то сложно дать какую-то общую оценку. Те ребята, которые приходят на «молодежку» при храмах Хабаровска, являются очень активными и целеустремленными. Это молодежь, которая хочет найти в Церкви ответы на свои самые важные вопросы. В целом сейчас молодые люди достаточно просвещённые, о многом знают, интеллектуально развиты. За счет этого общаться с ними становится только увлекательнее и интереснее, они откликаются на темы для рассуждения, которые им предлагает Церковь. В целом молодежь в нашем крае очень активная и добрая.

Кого в Церкви можно назвать молодежью в широком смысле?

– Если говорить о понятии молодежи, то это ребята в возрасте от пятнадцати до 35 лет. В Церкви эти цифры никак не меняются.

Молодые люди – объект или субъект социального служения?

– Молодежь является объектом и субъектом служения одновременно. Наша «молодежка», которая занимается делами милосердия, помогает в работе гуманитарного склада епархии, посещает больницы, школы-интернаты и выступает таким образом в роли субъекта служения. Именно через молодежь добро идет в массы людей. Но, с другой стороны, это и объект, потому что в делах милосердия большая польза идет именно тому человеку, который их совершает. Эти дела, в первую очередь, нужны именно нам самим. По своему опыту я могу сделать вывод, что дела милосердия очень важны в становлении и воцерковлении молодого человека.

В чем состоит необходимость молодежного служения в Церкви?

– Я думаю, что молодежное служение – это неотъемлемая часть церковной жизни. Сама Церковь, как заботливая мать, покрывает и заботится о всех периодах жизни человека, начиная с крещения и до самого успения. Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Молодежная работа – приоритет для всей Церкви». Окормление молодого поколения помогает ребятам правильно выбрать вектор своей жизни, не совершить тех ошибок, которые могут повлиять на жизнь человека. Молодежное служение само собой подразумевается Церковью. С ней нужно работать, ее нужно просвещать, делать это мягко – не назидательно, а уважительно, идти навстречу, говорить понятно и на одном с ними языке. Молодежь – это будущее и настоящее Церкви. Сейчас в храмах можно увидеть достаточно людей среднего и молодого возраста. Моя задача как пастыря – быть проводником ко Христу и неустанно трудиться, показывать собственным примером радость пребывания в Церкви.

Существуют ли какие-либо методы и секреты, как завлечь молодых людей, или они должны прийти сами? Как Церковь может заинтересовать молодежь?

– Самое главное, о чем должен говорить верующий человек, – о Боге, о Христе. Все остальное является второстепенным. Любой проповедующий человек оказывается на месте миссионера не случайно. В этот момент ты становишься в руках Господа инструментом, который может очень задеть душу человека. Бог обращается к людям через людей. Поэтому, когда ты сам говоришь верой, говоришь любовью к Богу и хочешь Ему послужить, то Господь через тебя зажигает других людей. Если эта вера есть, то ты найдешь методы, как привлечь человека в Церковь. По нашему опыту – начиная от евангельских бесед в храме и заканчивая спортивными играми. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, «никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни».

У любого человека есть запрос на поиск смыслов. Для чего я живу? Для чего я существую? Для чего я люблю? И зачем заниматься любыми делами, если нет высшего смысла? Когда мы говорим о Боге, то делаем это не прямо – к примеру, в разговоре о семейных отношениях, о любви в браке, о выборе второй половины, о воспитании детей. Ребята видят в наших глазах эту любовь, они понимают, что мы такие же люди, и от этого их сердца загораются.

Привлечь человека в храм – это не самая большая трудность. Следующий вопрос – как с этим человеком взаимодействовать уже внутри Церкви, как с ним пройти этот путь. Здесь уже требуется некая сердечная глубина и много усилий, труда. Легко верить самому, когда уже пришел в Церковь, посещаешь богослужения, участвуешь в Таинствах. Тяжело отдавать свое сердце, свою душу, свое время, свои силы тем людям, которые в твоих глазах увидели свет Вечной Жизни. Чтобы поддержать этот свет, требуются настоящие усилия. Мало людей, которые могут отдавать эти силы на служение молодежи. Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Моя настоящая мечта – чтобы как можно больше делателей было среди молодых священнослужителей.

Как вы думаете, в молодом возрасте человеку проще прийти к вере и Богу?

– Считаю, здесь должно сложиться множество факторов. Это и воспитание, и семейный опыт, и взаимоотношения с родителями. Как показал мой опыт, к Богу прийти легче даже из неверующей семьи, если есть в ней полнота и любовь, если в ней много детей и родители и дети любят друг друга. И наоборот, если семья неполная, если есть психологическая травма, связанная с родительством, бывает, что эта обида переносится и на Бога – так сложнее человеку прийти в Церковь. Поэтому ответ на заданный вопрос такой: и да, и нет. В сторону «да» можно отнести, что душа человека в молодом возрасте более пластична, нет большого негативного опыта, который приобретается в жизни взрослого человека. С другой стороны, при появлении ответственности во взрослой жизни за жену, детей, за дело, которым он занимается, человек начинает задумываться о смысле жизни, Боге, Церкви. Здесь всё происходит взвешенно. Господь делает всё для того, чтобы человека спасти. Но какое счастье, когда человек с юности пребывает в Церкви и здесь создает свою семью!

Не назидание, а живое общение. Можно ли это высказывание применить к молодежному служению, и если да, почему?

– Это высказывание можно самым прямым образом применить к молодежному служению. Чтобы кому-то назидать, нужно иметь большой опыт и авторитет. В деле с молодыми людьми этот авторитет нарабатывается годами. Живое общение берет свое начало из Евангелия и Священной Истории Нового Завета, когда Господь пребывал со Своими учениками, три года их наставлял и служил людям. Именно такое живое общение в едином коллективе и одной большой дружной семье укрепляет в вере. Я никогда не забуду, когда мы с отцом Дмитрием Винокуровым ездили в походы, миссионерские поездки. В такой близости с носителями веры ты сам быстро приближаешься к Богу.

В Евангелии от Иоанна ученики однажды спросили Иисуса: «…учитель, где живеши?», на что Он ответил: «…пойдите и увидите…» Апостолы пришли ко Христу в дом и пробыли там целый день. За этот день они полностью изменили свою жизнь. Им хватило этого дня, чтобы понять, что это Мессия. Также и мы, когда пребываем в общении с ребятами, читаем Писание, ездим в поездки, участвуем в форумах, организуем их, молимся друг за друга, начинаем понимать и ощущать присутствие Господа.

В чем видите цели и задачи этой миссии?

– Самая главная цель – познакомить людей со Христом. Других целей здесь быть не может.

Какие существуют формы миссии в молодежной среде?

– Эти формы очень различны между собой. Есть внешнее направление, как идти к людям, которые далеки от храма. Если есть вера и находчивость, то ты обязательно придумаешь, как их организовать. Мы проводили очень много уникальных мероприятий, которые оказались многим по душе.

С какими трудностями часто приходится сталкиваться?

– Самая главная трудность – это собственная лень. Когда молодежный лидер горит любовью к Богу и людям, тогда зажигаются сердца помощников. Когда начинаешь сам лениться, то и у твоих ребят тоже пропадает рвение. Поэтому здесь все зависит от усердия. Единственный наш враг – это лень. Так всегда было и будет. Помоги, Господи, быть неленивыми деятелями.

Расскажите о вашей миссии в сети Интернет.

– Моя миссия направлена на семью. Мы с моей супругой проводим прямые эфиры, отвечаем на вопросы, которые задают зрители. Очень здорово потом читать сообщения от людей, которые приходят к вере благодаря такой деятельности. Ты также начинаешь понимать, как много людей готовы прийти к Богу, но как много нужно для этого приложить усилий. Вопросы задают самые разные: от глубоко религиозных до суеверных. Бывают сложные вопросы, на которые я не могу сразу ответить. Приходится долго думать, советоваться со священством и уже через некоторое время давать ответ. К сожалению, сейчас в эфиры получается выходить не так часто из-за большой нагрузки в епархиальном молодежном отделе.

В основе материала –
публикация издания «Образ и подобие»
(Приамурская митрополия)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *