Home / Православие повсюду / У каждого должна быть своя история любви

У каждого должна быть своя история любви

О том, как женщина делает мужчину мужчиной, почему в семье так важно мужское воспитание, о вере и любви как столь важном каждому чувстве неодиночества, о воспитании и месте веры в жизни человека зашла речь во время беседы с Александром и Татьяной Мальковыми, которая прошла в рамках проекта «Семейный альбом» в эфире радиостанции «Смоленская весна». Александр Викторович и Татьяна Вячеславовна известны смолянам по своей работе в казачьем военно-патриотическом клубе «Пластун».

Александр Викторович, Татьяна Вячеславовна, как, на ваш взгляд, складываются православные семьи? И как это было у вас?

Т.В.: Я не думаю, что когда встречаются два человека, кто-то из них задаётся вопросом, верующий другой или не верующий. Изначально нами правит любовь. Мы познакомились, когда ещё не было никаких сайтов знакомств, по-человечески, как говорится, – глаза в глаза. У нас было так: встретились, возникла любовь.

Мы все дети Советского Союза, и вера была рядом, но не на первом месте. Хотя я крещёная, и мои бабушки – и со стороны отца, и со стороны матери – почитали все церковные праздники. С детства помню Вербное воскресенье, а на главный христианский праздник – Пасху – бабушка накрывала стол белоснежной скатертью. Мне покупали в «Детском мире» новое платье, лакированные сандалики, все мы в этот чистый светлый праздник наряжались и встречались с родственниками. Когда я стала студенткой, сама посещала Успенский собор Смоленска в церковные праздники.

Мы с Александром Викторовичем недолго встречались. Он сказал: «Давай поженимся!», а я предложила: «Давай распишемся и повенчаемся». Он ответил: «Да, давай, хорошо!» И больше это не обсуждалось. Мне тогда казалось, что венчаться будет правильно, потому что Бог – это защита. Если мы встретились, то надо, чтобы кто-то зафиксировал наш брак. Роспись – это роспись, а венчание должно быть – для меня это было правильно. То был 1997 год, и тогда венчали без официальной регистрации.

Когда познакомились, вы понимали, что вы оба – верующие люди?

Т.В.: – Нет. Когда ты смотришь в глаза любимому человеку, не думаешь о том, кто у него родители, родственники, верит он в Бога или нет. Любовь всегда бескорыстна…

Александр Викторович, а каким был ваш путь к вере?

А.В.: – В моей жизни были знаковые случаи, которые вели меня и говорили, что отступать с этого пути не надо.

В девяностые годы началась мода на крестики – они продавались везде, разные, простенькие и вычурные. Сколько я крестиков ни покупал в ларьках, ни одного не сохранилось. Я их терял, у них отламывались ушки, рвались цепочки, верёвочки. А когда я уходил в армию, двоюродный брат – он к тому времени был воцерковлённым – подарил мне освящённый в храме крестик. И этот крестик был со мной всегда. Однажды мы пошли купаться, ныряли, и на берег я вышел без него. Пытался искать, снова нырял, но вода была мутная, и я ничего не нашёл. Началась паника: если каждый день жизнью рискуешь, прыгаешь с парашютом, выполняешь боевые задания, потеря крестика – это какой-то нехороший знак. Думаю, всё пропало, потерял подарок. Снова плаваю и чувствую: что-то зацепилось у меня за большой палец ноги. А это оказался мой крестик. Снял я его с пальца и надел на себя. Вот такой был случай.

Носил я этот крестик ещё довольно долго, а новый купил в церковной лавке в Рязани, когда готовился в командировку в Югославию. Первый крестик носит сейчас мой старший сын, и он является нашей семейной реликвией.

Как зарождаются традиции

Ваш старший сын – тоже десантник. Пошёл по стопам отца?

А.В.: Это семейная традиция. Мой родной брат, его дядя, – тоже десантник.

А вы не отговаривали сына, зная все особенности этой службы? Как он принимал решение?

А.В.: – Воспитывалось и впитывалось это всё с детства – через казачий клуб. Я служил в воздушно-десантных войсках, и в нашем клубе все принципы и традиции воспитания больше из десантных войск, чем из казачества XIX века. Поэтому все старшие воспитанники хотели служить в воздушно-десантных войсках. Почти все и служат в них. Трое – десантники, один – в морской пехоте, так как пошёл в отца: отец – моряк, и поэтому казак, не сворачивая с пути, хотел быть моряком.

Мне кажется, что это больше традиции, какой-то опыт, который передаётся из поколения в поколение. Мальчики впитывают в себя примеры, рассказы – это и есть воспитание. И оно такое же в Православии. Мальчик – это воин, защитник, а девочка – хранительница очага, жена, мать. В этом плане так и шло: ты не просто хороший мальчик, а защитник Родины, страны, семьи.

Т.В.: И в первую очередь семьи! Всегда говоришь: «Ты должен быть защитником своей семьи. Ты идёшь по улице с мамой, кого ты должен защищать?» – «Маму».

Детям мы передаем всю свою любовь и веру. Когда мы поженились с Александром Викторовичем, он не так часто посещал храм, больше я ходила на все церковные праздники. А потом, когда возник клуб «Пластун», мы по воскресеньям стали ходить вместе с мальчиками на службы – это было обязательным. Родители выпускников тоже стали ходить в храм, причём не только с детьми, но и самостоятельно.

Посещение храма вообще становится частым явлением. Родители отдают детей в православную гимназию и даже в православный детский садик, и возникает традиция ходить в церковь. Она исходит не от родителей к детям, а от детей к родителям, потому что приходит какое-то внутреннее осознание.

Как психолог как вы думаете, такая потребность существует в каждом из нас?

Т.В.: Нет. У каждого из нас свой психотип. Как говорится, читаем все одно и то же, а каждый видит своё.

У каждого человека есть некая защита, которая не даёт ему раскрепоститься. Придя в храм, мы почему-то оглядываемся: кто за нами следит, так ли всё я делаю? А это всё внешне: люди, слова. Надо просто отпустить всё и почувствовать себя изнутри, побыть собой, обратиться к Богу, понять, почему ты к Нему обратился в этот момент? Тебе плохо, ты ищешь защиты и не можешь её найти, или ты пришёл поблагодарить? Это всё осознание. Девяносто процентов людей верят и вспоминают Господа, но боятся в этом признаться, потому что у них есть какие-то рамки.

О роли мужчины и женщины в семье

Кому легче жить: атеистам или верующим?

Т.В.: Верующим легче. Ты прочитал молитву, обратился к Богу, и тебе легче стало. Ты на кого-то переложил свою печаль, радость, то есть ты уже не один. А «неодиночество» и есть любовь.

А.В.: В каком-то плане верующим сложнее жить.

Атеист видит окружающий мир и воспринимает его, идя по течению. Например, мода сейчас такая, и он будет одеваться по моде. Ему неважно, что мода ломает, как сейчас это происходит, мужские и женские стереотипы. Семейных ценностей у него может не быть. А верующий человек острее чувствует окружающий мир, он видит его несовершенство, и это для него тяжело – у него есть вера и её постулаты.

Россия – православное государство, и мы должны любить ближнего своего, как самого себя, а у нас сейчас, к сожалению, культивируется эгоизм. Работая с детьми, я понимаю, что мы говорим одно, а если взять телевизор, то оттуда идёт пропаганда греха – именно греха. Я вижу детей из разных поколений и как руководитель клуба могу сказать, что мы деградируем. Мальчики более подвержены истерикам, они становятся более слабыми в моральном и физическом плане. В них иногда нет даже чувства самосохранения, а порыва идти вперёд вообще нет.

Т.В.: – А знаете почему? Потому что мы хотим быть равными с мужчинами, но, как бы это ни звучало, как бы сейчас женщинам ни было обидно, так не бывает. Всё равно мужчина должен быть главой, а когда женщина воспитывает мальчиков, получается то, что вы сейчас услышали.

Женщина в силу своего характера не может воспитать сильного мужчину. Потому что прежде всего мы мамы. А мама – это пожалеть, поругать, но больше всего – пожалеть. Да, женщина – хранительница семейного очага, она сильнее в системе выживания. Мужчина должен что-то завоёвывать, а женщина должна сохранять то, что он принёс, – это если рассматривать вопрос с точки зрения эволюции. Отец должен быть примером для мальчиков и идеалом для девочек. Жена должна почитать мужа: если ты не будешь почитать мужа, то твои дети не будут воспринимать отца. Они видят пример мамы – и всё. А у мальчика, которого не воспитывает мужчина, всё строится по женскому типу.

Как бы мы ни меняли наш социум, мы не можем поменять наши настройки, поэтому их приходится ломать, и сейчас как раз идёт такая ломка всего. Эгоцентризм в первую очередь значит, что любви нет. «Я люблю себя» – это не любовь! Я, один я… Вот он «один я» и живёт, а мы, люди, – социальные. А исправит всё строгость. Нужно вводить в воспитание идеи из Православия, в них нет ничего необычного. Сравните, например: я воспитывалась при Советском Союзе, и там, пожалуйста, было и о любви к ближнему, и об уважении к старшим, труду. Нет труда, нет уважения – и не будет ничего.

Мальчики деградируют, но у девочек всё равно природа берёт своё. Каждая женщина всё равно захочет рожать, что бы она ни говорила. Да, есть некие бизнес-леди, которые как по накатанной дороге идут, создают бизнес, но это небольшой процент. Любая женщина доживает до сорока лет, и у неё всё прекрасно, а в сорок лет срабатывает природный механизм – она не родила. И у неё начинает всё ломаться: психика, здоровье, начинаются какие-то другие проблемы – это факт.

Вся жизнь – компромисс

Татьяна Вячеславовна, а как у вас построены отношения с мужем? У вас общие взгляды, например, на воспитание детей, или всё-таки бывает, что вы не соглашаетесь друг с другом по каким-то вопросам?

Т.В.: Мужчина и женщина в семье должны быть равными, должны самообразовываться и совершенствоваться, у каждого должно быть своё дело, должен быть прогресс. Нужно уважать выбор другого человека.

Но это не говорит о том, что мы с Александром Викторовичем всё время живём в согласии. Мы, люди с высшим образованием, занимающие определённые должности, спорим всё время! И о воспитании детей мы тоже спорим. Но всё равно: если отец принял какое-то решение, значит, решение принято, и женщине в него лезть уже нельзя. Я это знаю и по своей профессии в том числе. Когда мама в таком случае влезает в воспитание, меняет решение отца, у мальчика срабатывает механизм: мама меня защитила, значит, мама сильнее папы. И в следующий раз ребёнок уже не будет делать то, что его попросят: папа занял какой-то другой уровень, а маму не так слушаются.

Большинство мужчин сильнее, но бывают исключения. Например, бывают авторитарные женщины с темпераментным характером и более мягкие мужчины. У меня мама более авторитарна, а папа – более мягкий. Как бы строго ни воспитывала меня мама, папа мне многое позволял…

Да, женщина может быть директором, как в том же фильме «Москва слезам не верит», но домой она должна прийти со слезами на глазах – «как долго я тебя искала».

У вас были когда-нибудь мысли разойтись, развестись? Или, как только решили обвенчаться, таких вариантов уже не допускали?

Т.В.: В моей семье – у родственников со стороны и мамы, и папы – разводов не было ни у кого. Так же у мужа – все семейные. Поэтому и у нас с мужем не было таких мыслей, как сейчас случается, когда говорят: «Давай попробуем, поживём, вдруг мы не подходим друг другу». Что значит «подходим» или «не подходим»? Одинаковых людей нет! Мы же не рубашка, которую можно разорвать, а потом сшить заново из половинок, – такого не может быть. Все люди разные, тем не менее, у нас за плечами уже двадцать шесть лет совместной жизни.

Сколько лет старшему сыну?

Т.В.: Двадцать пять лет. Он уже собирается жениться, но они просто распишутся, а венчаться будут торжественно.

Вопрос «венчаться или не венчаться» тоже не стоял?

Т.В.: Нет. Так сложилось, что его девушка тоже воспитывалась в казачьем клубе, а в нём все знают друг друга, знают семьи, и если между детьми возникает какая-то связь, родители уже не против: они тоже знают и ребёнка, и его семью. И если кто-то идёт в храм, у второго не возникает вопрос, почему ты туда пошёл.

Александр Викторович, Татьяна Вячеславовна, что вы посоветуете молодым семьям?

Т.В.: Вся жизнь – это договор, ты всегда ищешь компромиссы. Везде говорится, что мужчина – глава семьи, и вся ответственность будет лежать на мужчине, несмотря ни на что. Если муж идеальный, то всё будет хорошо!

А.В.: Только женщины делают из нас мужчин. Мы ленивые существа и никогда не будем ради себя что-то делать. Ради себя мы можем только лечь на диван и включить телевизор. Мы живём для женщин, и всё, что мы делаем, мы делаем для них. Вся наша семейная жизнь направлена на женщину, чтобы ей было удобно: покупаем стиральную машину, пылесос и так далее. От девушек зависит, какими будут молодые люди.

Т.В.: Из нашей жизни нужно убирать эгоцентризм, делать больше мероприятий. Вот, например, очень хорошая акция «Бессмертный полк». Понятно, что мы чтим наших родных, но самое главное в ней – семьи собираются вместе, вспоминают своих бабушек и дедушек. И наше будущее поколение смотрит и хочет, чтобы и у них было так же – своя история любви. Вот такие мероприятия надо проводить! Все хотят соединиться с кем-то, всегда, и очень редко бывает, что человек по-настоящему хочет остаться один.

Беседовали Юрий СЕМЧЕНКОВ
и Марина КНЯЖИНСКАЯ

Фото из архива семьи Мальковых

Цитируется по публикации
сайта Смоленской митрополии

Материал вышел при поддержке
конкурса «Православная инициатива»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *