8 декабря 2016 года известный церковный историк, профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский встретился с архангелогородцами. Ученый обозначил тему беседы: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». На YouTube-канале Архангельской епархии выложена полная видеозапись его выступления.
«Грядущий 2017 год богат на юбилеи, и логично, что мы говорим об итогах ХХ столетия. Этот небольшой исторический промежуток вместил в себя множество судьбоносных событий, одно из которых также логически попадает в этот отрезок — сражение за Москву. В этом году мы отмечали 75-летие битвы, к сожалению, юбилей остался в тени других событий, — отметил ученый. — Этот момент исторически важен не только для москвичей, но и для истории всей страны: впервые непобедимая фашистская армада была остановлена, был дан приказ о переходе к обороне, а Гитлер массово уволил своих военачальников. В московскую битву свой вклад внесло православное духовенство».
По словам Алексей Светозарского, на момент битвы ситуация в городе была тяжелой, многие пастыри самоотверженно исполняли свой долг в очень непростых условиях. «В военное время Церковь находилась в состоянии обескровеленности. Сегодня в Москве около 400 храмов, а в 1941 году было лишь 24 православные церкви и 9 обновленческих. В основном в них служили люди старшего возраста, пережившие террор 1937-1938 года. С первых дней войны духовенство служило молебны о Красной армии, после каждой Литургии читалась молитва, составленная архиепископом Августином (Виноградским) во время наполеоновского нашествия. Центром патриотической деятельности был Елоховский собор, где звучали проповеди митрополитов Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского). Здесь же начался сбор средств в пользу раненых, семей погибших и обороны страны. Когда враг стоял у порога столицы, из Москвы эвакуировали глав всех конфессий. И в самые тяжелые для города моменты во главе московских клириков был архиепископ Алексий (Палицын)», — пояснил церковный историк.
Он также отметил, что духовенство делало то же самое, что и каждый активный москвич: возглавляло расчеты местной противовоздушной обороны, когда на город обрушился огненный дождь из зажигательных бомб. Некоторые священники возглавили отряды самообороны по месту жительства. «Казалось бы, что многие занимались этим. Однако важно, что впервые в советские годы общественное начинание возглавляли священники. Они участвовали и в строительстве оборонительных сооружений, организации бомбоубежищ. Это была патриотическая позиция людей, которых вычеркнули из какой-либо общественной жизни. Патриотизм проявлялся со стороны тех, кто официально не имел права жить в Москве, — продолжил спикер. — Еще один важный момент: после перелома в событиях войны духовенство города наградили медалями за оборону Москвы, до этого «награждали» только тюремными сроками, высылками и приговорами. Первое коллективное награждение духовенства было за оборону Ленинграда. Это событие осветили даже в прессе. За молитву советская власть никак не могла наградить, хотя это было главным делом духовенства, которое вымаливало столицу. Поэтому придумали своеобразные эвфемизмы: «Совершал патриотические богослужения и произносил речи с призывами к мужеству», «За помощь Родине в деле защиты Москвы, организацию в храме служения патриотических молебнов, произнесение речей патриотического содержания» и т.д. Такое коллективное награждение было связано и с переменой отношения власти к Церкви», сообщает пресс-служба Архангельской епархии.
Алексей Константинович Светозарский родился в 1963 году. Учился на филологическом факультете МГУ. С 1988 года — сотрудник отдела рукописей Российской государственной библиотеки. В 1990 году утвержден в должности преподавателя Московской духовной академии. В 2005 году ему присвоено звание профессора. Помимо МДА преподает в Сретенской духовной семинарии.
Больше двадцати лет Алексей Константинович исследует жизнь и деятельность митрополита Вениамина (Федченкова). Ему принадлежит исследование о жизни владыки Вениамина, а также работы, связанные с именами таких подвижников церкви XX века, как старец Зосимовой пустыни схиигумен Гавриил (Гомзина), иеросхимонах Сампсон (Сиверс).