15 марта празднуется 100-летие явления Державной иконы Божией Матери. Особенной эта дата стала и для Пермского края, где в поселке с удивительным названием Новый Крым стоит один из немногих храмов в честь чудотворного образа, явленного в день отречения от престола императора Николая II.
Своим возникновением пермский Крым обязан строительствe в 1941-м году на окраине Краснокамска производственного объединения «Галоген» на базе заводов, эвакуированных из Крыма. Ещк до войны в бассейне Камы были открыты йодобромные рассолы, а в годы войны аналогичные производства были эвакуированы с Крымского полуострова.
В начале 50-х годов поселок разделился на два района – Старый Крым и Новый Крым, возведенный на месте засыпанного болота, которое ранее примыкало к поселку с запада. А в конце девяностых в Новом Крыму началось строительство удивительно уютного и красивого храма в честь иконы Божией Матери «Державная».
Совсем не много храмов в России посвящено этому удивительному образу, который был обретен 2/15 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского, что ныне в черте Москвы. Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь и слышать не раз повторявшееся требование найти «черную икону» и «сделать ее красной». Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Божией Матери – царские регалии, скипетр и держава. В донесении Синоду по поводу данного события будущий Патриарх Всероссийский святитель Тихон (Беллавин), в частности, писал об иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего…» Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. Святыня стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.
В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея, а в 1990 году она была возвращена в Коломенское – в храм Казанской иконы Божией Матери.
Интересна и история строительства храма в ее честь на краю города Перми. Если микрорайон Закамск – это уже окраина Перми, то Новый Крым – это окраина Закамска. Чтобы добраться до храма в честь Державной иконы Божией Матери, придется еще двадцать минут путешествовать на автобусе через лес от самого Закамска. Этот район – один из самых неблагополучных в Перми по уровню алкоголизма, наркомании и преступности. Именно здесь, несомненно, требуется помощь и заступничество Божией Матери, подумал настоятель протоиерей Сергий Апасев. Его поддержали активные прихожане и, взяв благословение у правящего архиерея, священник и члены общины начали строительство храма.
Это было почти двадцать лет назад. Храм строился нелегко и небыстро по многим причинам. Благотворителей найти было очень трудно. Поселок всегда был военно-коммунистического типа, полузакрытым военным объектом, что, несомненно, наложило свой отпечаток на здешних жителей. На столь небольшой территории и работает военное производство, и ведутся разработки в области химии, а в самом поселке сейчас проживает 14 тысяч человек, но из-за долгого и планомерного отрыва от веры очень трудно возродить теперь еле теплящийся огонек Православия в душах людей. И все-таки не отчаивается, несмотря на не совсем позитивную окружающую действительность, а активно живет молодой приход, стараясь на деле проявлять христианскую любовь, помогая малоимущим и сиротам.
При храме на протяжении нескольких лет действует сестричество милосердия, сестры которого ходят в расположенную рядом медсанчасть для помощи в уходе за пациентами. На приходе действуют воскресная школа и библейские курсы для взрослых. Каждое воскресенье в храме поселка Новый Крым читается акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Пермские «крымчане» твердо верят в заступничество Божией Матери, Которая молится за русский народ, за людей, находящихся на любой территории – и в тихих отдаленных посёлках, и в громыхающих мегаполисах.
Юрий КИЩУК