С 22 по 29 мая состоится трофи-экспедиция, посвященная празднику Пасхи и освоению Алтая казаками прошлых лет.
Участники путешествия проедут по бездорожью путем казаков, которые в XVII веке потрудились в освоении Сибири и Алтая, сражаясь с джунгарскими феодалами. Особый интерес представляют спецучастки маршрута, куда никогда не заезжали автомобили, сообщает сайт Барнаульской епархии.
По словам организатора экспедиции «По стопам сибирских казаков» иерея Павла Корчагина, трофи-рейд будет посвящен памяти тех времен, когда осваивалась Алтайская земля. «Я думаю, что очень важно узнавать больше о нашей с вами земле, а экспедиция поможет прочувствовать всю тяжесть пройденного пути людей, которые потрудились в присоединении и освоении этих земель», – отметил священник.
Подобные путешествия по Салаирскому кряжу устраиваются уже не первый раз. Участники экспедиций не только посещают неизвестные им ранее места, вместе преодолевают трудности, но также устанавливают поклонные кресты в заброшенных селах, где когда-то стояли православные храмы.
***
Огромная территория Сибири постепенно осваивалась переселенцами, шедшими вслед за казачьими отрядами, землепроходцами и мореходами. По пути их продвижения строились остроги и города, где воеводы, возглавлявшие военные горнизоны, и чиновники выполняли функции царской администрации. Целенаправленную политику по присоединению западной Сибири проводил Иван IV Грозный.
Официально эти земли вошли в состав России к концу XVI века. Известный историк Г.Ф. Миллер указывает, что включение данной территории в состав империи происходило гуманными средствами, а насилие было лишь крайней и исключительной мерой. В связи с этим сложный процесс включения Сибири в состав Русского государства имеет принципиальные отличия от колонизации, например, европейцами американского континента, которая сопровождалась уничтожением памятников культуры аборигенов, их физическим истреблением. В Сибири все было иначе: коренное население благодаря общению с русским народом усвоило прогрессивные трудовые навыки, получило письменность и вообще развитие в социальном плане.
Одновременно с присоединением Сибири началось и распространение здесь Православия, ведь те, кто приходил на земли «иноверцев», были носителями христианской культуры. Ермак во время своего похода в сибирские земли имел при себе трех священников и монаха.
За несколько десятилетий русские прошли от Уральских гор до берегов Тихого океана. С 1590 года Сибирью стал управлять Посольский приказ. В 1604 году был построен Томский городок, в 1618 году в верхнем течении реки Томи выросло новое укрепление Кузнецкий острог (ныне город Новокузнецк). В острогах и городках казаки несли караульную службу, охраняя окрестное население от нападения войск кочевых феодалов. Началось практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян. Весной 1632 года томский воевода снарядил отряд служилых людей и послал его в глухую таежную часть Северо-Восточного Алтая, к истокам Бии и берегам Телецкого озера. Руководил отрядом боярский сын Федор Пущин. Однако он не смог пройти весь путь. К осени его отряд добрался только до широты Барнаула и был вынужден вернуться назад.
Одновременно к Телецкому озеру был послан отряд казаков под начальством боярского сына Петра Собанского. Он шел другим путем – через отроги южного Салаира. Кочующий телеуцкий князь, приверженец феодального государства Джунгарии, пытался задержать отряд, но казаки развеяли кочевников и достигли места выхода Бии из Телецкого озера. Хождение в Алтайские горы по Салаирскому кряжу становится с тех пор регулярным.