Что такое пастырская практика для семинаристов? Это возможность, находясь еще в стенах учебного заведения, на практике познакомиться с реалиями жизни священнослужителя где-нибудь на далеком от центра приходе. Что такое пастырская практика для обычных школьников? Это возможность на обычном уроке в школе далекого поселка увидеть не совсем привычно одетых молодых людей и узнать от них что-то, чему в школе точно не учат, а также обсудить темы, на которые с учителями постесняешься и разговаривать. Например…
Например, вот, люблю я Машку из 10 «Б» и хочу жить с ней долго и счастливо, как сделать, чтобы это действительно было на всю жизнь, а не на полтора месяца? Или (это для любящих тишину и раздумья) зачем мы вообще существуем? Вот, хорошо, сложатся мои отношения с Машкой, вырасту я, получу образование, найду хорошую работу, дети у меня будут… а если вдруг что-то пойдет не так? Неужели, тогда и жить незачем?
9 апреля четыре учащихся Хабаровской духовной семинарии вместе с протоиереем Олегом Хуторским в рамках пастырской практики отправились в поселок Мухен – петь, читать, пономарить, проводить катехизацию и… открытые уроки в средней общеобразовательной школе поселка.
Идея организовать встречу семинаристов и учеников руководством школы была принята «на ура». Занятия решено было проводить во всех классах, начиная с шестого и старше. Так что в слушателях недостатка не было. Правда, стоит сказать, что если для семинаристов такие уроки стали уже почти привычными, то для школьников в Мухене такая практика – совершенно в новинку. Как следствие – хихиканья, шушуканья, настороженные взгляды на четырех юношей в черных «платьях», которые, не замечая всего этого, спокойно входили в здание школы.
Впрочем, реакция школьников понятна. В современном мире Православие большинством людей воспринимается как «средневековое» учение, которое лишает человека внутренней свободы и каких-то элементарных радостей в жизни, которых и так-то немного. Страшное слово «заповеди» воспринимается людьми (а уж молодыми людьми особенно) как колодки, в которые странные верующие зачем-то сами себя загоняют.
Смотря на современных детей, задумываешься, что самое сложное – это даже не донести до них основы православного мировоззрения, а суметь их убедить, что оно им самим необходимо, что Евангелие – это не какое-то допотопное «бабушкино» знание, а та самая реально работающая «инструкция к жизни», про которую столько шуток гуляет в интернете. Ведь как незнание физических законов не освобождает от их действия, так и незнание духовных законов совершенно не отменяет последствий от их нарушения.
Вряд ли ребятам-семинаристам за одно занятие удалось махом изменить взгляды учеников, но одно можно сказать наверняка: своим первым появлением интерес они вызвали немалый и задуматься тоже заставили не одного человека. В шестых классах Прохор даже презентацию сделал для наглядности, в седьмых-восьмых Александра и Владислава школьники не отпускали еще всю перемену, расспрашивая про католиков, стигматы, белое и черное духовенство, поступление в вуз и прочее. В десятых-одиннадцатых классах если первые десять минут старшеклассники смеялись и веселились, со скепсисом поглядывая на Николая, то к концу урока в классе стояла тишина, и школьники без всякого принуждения со стороны внимательно смотрели, что там пишется на доске.
Что такое пастырская практика для семинаристов? Это прочувствовать на себе нелегкий труд миссионера, которому Христос заповедовал идти и учить. Что такое пастырская практика для школьников? Возможность получить простые ответы на непростые вопросы, узнать «инструкцию к жизни», разобраться в себе и сделать чуточку богаче свой внутренний мир.
Публикация сайта
Иннокентиевского храма Хабаровска