Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - Православие повсюду - Сколько ты стоишь для Бога?

Сколько ты стоишь для Бога?

03:00, 26 марта 2025
Православие повсюду

Священнослужителям в разговорах с пришедшими в храм или на исповеди порой приходится слышать: «я такой плохой», «я ничего не могу», «я бесполезен», «я хуже всех». Что это – проявление смирения или же заниженная самооценка? В чем разница между ними? Каким должно быть христианское отношение к себе, и чем опасно самоуничижение под личиной смирения?

Что такое самооценка?

Самооценка – это умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку соизмерять свои силы и в соответствии с этим ставить перед собой определенные цели и задачи. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, стабильной и нестабильной. Зачастую она зависит от мнения окружающих, опыта успехов и неудач, от притязаний человека на жизнь.

В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неудачами, он часто вступает в конфликты с окружающими; нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности, например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности. Безусловно, правильная самооценка – редкая находка и характерна для взрослого человека.

Адекватная самооценка –
залог психологического благополучия

Если говорить о нормальной оценке себя, то в этом случае человек знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, осознаёт, над чем ещё предстоит поработать; такие люди не любят «заморачиваться» в отношении себя и стремятся к активной деятельности.

Завышенная самооценка напоминает «манию величия». Человек не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав – переубедить в чём-либо его невозможно. Однако это не признак большого ума. Кроме того, он ставит перед собой недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям.

Люди с низкой самооценкой склонны думать о себе плохо, проявляют нерешительность и трусость. Они постоянно жалуются на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, называют себя невезучими, плохими, несовершенными.

Формирование самооценки

Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если будут не доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность – например, говорить ребенку: «Не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п. По мнению психологов, сильно понижает самооценку уход из семьи отца, потому что ребенок уверен: если бы он, ребенок, был достаточно хорош, папа не ушел бы.

Также негативно влияет на детей сравнение их с более одаренными, послушными, трудолюбивыми сверстниками. Сравнивать ребенка можно только с ним самим – сегодняшнего со вчерашним. Ребенок не должен сомневаться в том, что с ним всё в порядке, что он лучший для своих родителей.

Подросток с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным. Именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общество, где они приняты. Они думают, что недостаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их, нужно соглашаться. Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги, например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.

В чем отличие смирения от низкой самооценки?

По признанию священников, среди прихожан часто встречаются люди с заниженной самооценкой. Они всегда сомневаются в себе, считают необходимым просить благословения на самый незначительный шаг и очень заняты своим несовершенством.

Обесценивание себя, по мнению христианского психолога Виктора Слободчикова, часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием: «Выражается оно в отказе от волевого действия из-за страха быть несостоятельным, выглядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И человек делает все для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха».

По наблюдению протоиерея Бориса Левшенко, человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает свое несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его переживает, думает о том, как он не соответствует каким-то ожиданиям других.

Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой – перед людьми.

Христианское отношение к себе

Чаще всего переживание своей негодности – обратная сторона убеждения: должно быть так, как я хочу. С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: «Я такой человек, что у меня должно это быть, но у меня этого нет».

Но если человек уйдёт от психологических переживаний в пространство духовной жизни, то проблема потеряет свою остроту:

«Перед Богом нет понятий «я хорош» или «я плох». Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру, здесь неважны. Последнюю правду о нас и других знает только Бог», – говорит Виктор Слободчиков.

Считать себя ничтожеством, по мнению протоиерея Бориса Левшенко, нельзя. Потому что мы образ Божий, как же можно образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что необходимо видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу.

Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4. 3-4).

Это и есть образец здорового христианского отношения к себе.

Митрополит Сурожский Антоний писал о ложном смирении так: «Это одна из самых разрушительных вещей; оно ведет к отрицанию в себе того добра, которое есть, и это просто несправедливо по отношению к Богу. Господь нам дает и ум, и сердце, и волю добрую, и обстоятельства, и людей, которым можно сделать добро; и надо его делать с сознанием, что это – добро, но что это не наше, а Божие».

Протоиерей Андрей Воронин людям, которые подвержены унынию из-за переживания своей никчемности напоминает: «Христос умер за тебя! Ты представляешь, сколько ты стоишь для Бога?»

Стелла АВАНЕСОВА

Публикация сайта «Православное Закамье»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх