В современной практике Православной Церкви есть три последования «царских часов» — они совершаются в канун праздников Рождества Христова, Крещения Господня и в Великую пятницу. Чинопоследование «царских часов», совершаемое в Великую пятницу, является первообразом по отношению к «царским часам» Рождества и Крещения, которые были составлены в их подражание.
Авторство рождественских и крещенских «царских часов» приписывается патриарху Иерусалимскому Софронию, скончавшемуся в первой половине VII века. Фактически он мог либо составить, либо отредактировать двенадцать тропарей, которые входят в состав этих часов и отличают их от обычного последования, совершаемого ежедневно в храмах. Также отличительной особенностью «царских часов» являются паремийные, апостольские и евангельские чтения, что придает им особую торжественность, а также замещение обычных псалмов в каждом часе другими, соответствующими теме праздника.
Считается, что название «царские» они получили, когда при их совершении стал присутствовать император или царь. В древней Византии эта служба в присутствии императора совершалась с особой торжественностью, и все ее последование определялось точными предписаниями придворного церемониала. О том, как это богослужение совершалось на Руси, можно узнать, прочитав Чиновник новгородского Софийского собора − под 24 декабря там описывается торжественная и сложная церемония с многолетиями.
И для большого хора, и для малочисленного клироса не составит особой сложности исполнение на этих часах соответствующих тропарей. Их можно распевать даже одному певцу, если, например, невозможно собрать хор, когда сочельник приходится на будний день. Однако в силу исторического значения «царских часов», а в случае с Великой пятницей − и особой смысловой значимости, желательно, чтобы тропари, кондаки и прокимны на часах именно пелись, а не прочитывались чтецом, как это бывает в некоторых храмах. Есть только одна особенность их исполнения: тропарь и кондак предпразднства поются тропарным распевом, а три особых тропаря на каждом часе обычно распеваются стихирным распевом, так как некоторые из этих тропарей входят в состав различных праздничных стихир. Например, три тропаря первого часа «царских часов» Богоявления присутствуют в чине Великого освящения воды.
Есть также одно интересное замечание в службе девятого часа, которое подразумевает, что на «царских часах» последний тропарь перед многолетиями исполняется канонархом посередине храма. Если удастся исполнить данное указание, такое исполнение по-особому украсит ход богослужения.
Андрей Брильков