Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином Рождественского: царские часы, литургия, соединенная с вечерней. В конце вечерни бывает первое освящение воды. Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому, как в литургии продолжается тайна Воплощения, так и Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет причастен Царству Божию.
Однако в 2014 году, в связи с тем, что Крещенский сочельник выпал на субботу, царские часы совершались накануне в пятницу, то есть 17 января.
На вечерне перед литургией поются стихиры, в которых раскрывается догматическое значение Богоявления, вспоминается значение действий Иоанна Предтечи, символика освящения всего «водного естества». На малом входе споют довольно короткую стихиру, во время которой священнослужителям нужно успеть совершить все положенные священнодействия. Опытные регенты либо исполнят её медленно, либо выберут какую-либо гармонизацию древнего протяжного напева или композиторское сочинение.
* Преклонил Ты голову под руку Предтечи, / сокрушил головы змиев; / явился в струях и просветил весь мир, / чтобы все славили Тебя, Спаситель, / Просвещение душ наших.
После входа будут прочитаны паремии – отрывки из Ветхого Завета, пророчествующие о Крещении Господнем. Они перемежаются особыми тропарями с запевами. Обычно этот момент богослужения совершается торжественно, с пением хора.
Как правило, в сочельник совершается литургия святителя Василия Великого, на которой песнопение «Милость мира» поётся особо протяжным напевом
А вместо «Достойно есть» будет спет один из самых красивых гимнов в честь Богородицы – «О Тебе радуется»
Киево-печерская лавра
Знаменный роспев
в гармонизации диакона Сергия Трубачева
Знаменного (валаамского) роспева с исоном
музыка П.Динева
болгарское с исоном
Правда, в 2014 году, опять из-за того, что Крещенский сочельник выпал на субботу, будет совершена литургия святителя Иоанна Златоуста, а литургию святителя Василия Великого будут служить в самый день праздника Богоявления.
Праздничное богослужение в честь Крещения Господня продолжится вечером, на всенощном бдении, состоящем из великого повечерия и праздничной утрени.
Самым торжественным моментом повечерия будет пение стихов «С нами Бог», тропаря и кондака праздника Рождества Христова.
музыка священника Василия Зиновьева. «С нами Бог».
музыка П. Чеснокова. «С нами Бог».
Divna Ljubojevic and Melodi — S Nami Bog
музыка П.Толстокулакова. «С нами Бог».
«С нами Бог» знаменного роспева
тропарь:
* При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Славянский тропарь, кондак, величание
Знаменный роспев
Греческий тропарь
греческое четырехголосие
сербский тропарь
английский
грузинский
польский
Кондак
* Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Синодального напева, изложение архимандрита Матфея (Мормыля):
Величание
Хор «Валаам» исполняет величание старинного роспева
В большинстве приходов споют величание на музыку А.Касторского или Б.Додонова
Разные византийские песнопения в честь Богоявления
Стихира самоподобен, гл. 1, Германа патриарха:
Греческая Катавасия Крещения
9-я песнь праздничного канона в греческой традиции
После литургии будет совершено Великое освящение воды. Выходят на него священнослужители под пение особых стихир:
Глас Господень на водосвятии – греческое четырехголосие
Глас Господень на водосвятии – знаменный роспев
Освящение воды у греков
Греческие крещенские песни