Home / "Призри на смирение" / Призри на смирение: иная жизнь в столичном городе

Призри на смирение: иная жизнь в столичном городе

17 декабря в Москву будет принесен образ Пресвятой Богородицы «Призри на смирение», с 1993 года, когда он чудесно отразился на стекле, прославившийся многими исцелениями. Местом постоянного пребывания святыни является Введенский мужской монастырь Киева. О том, как живет эта обитель в столичном городе, и об образе, поклониться которому вскоре смогут многие москвичи, мы попросили рассказать священноигумена монастыря епископа Фастовского Дамиана.


Ваш монастырь находится в большом городе, какова жизнь его насельников? Удается ли жить иной – монашеской – жизнью?

– Монашеская жизнь бывает только одна – монашеская, и все. А если говорить о большом городе, то в акафисте нашей основательнице преподобной Димитре Киевской в кондаке есть такие слова: «Во граде многолюднем и безмятежном надмирно пребывая и ангельски на земли жительствовав», и вот мы стараемся следовать Ее заветам. В большом городе живем надмирно и безмятежно, а духовник мне когда-то сказал: «нормальному монаху и на вокзале монастырь будет».

Поэтому мы стараемся жить так, как нам завещали, мы живем обычной монашеской жизнью: богослужения, послушание, монашеское правило, и иной другой жизнью нам жить не приходится.

Расскажите, пожалуйста, о почитании чудотворного образа в Киеве. Когда оно началось?

– Почитание чудотворной иконы началось ровно тогда, когда она явилась на стекле в 1993 году. Образ Пресвятой Богородицы «Призри на смирение», прославившийся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле – был принесен в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. Монашеская жизнь в этой обители тогда только начиналась. Мы изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса. Образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе.

Летом 1993 года я (в то время игумен Дамиан) обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле – органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца. Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового «Киевское чудо». Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления.

22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа во Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда – нерукотворного отпечатка на стекле.

Накладывает ли пребывание святыни в обители отпечаток на монастырские послушания?

– Хотелось бы увидеть человека, который сформулировал этот вопрос. Что он имел в виду? Этот человек никогда не жил в монастыре и понятия не имеет, что такое православная святыня.

У иконы Богоматери интересное название: «Призри на смирение». А что это значит? Люди перед этим образом просят Царицу Небесную даровать смирение? Или обратить внимание Владычицы к нашему скудному земному житию? Или о чем?

– У слов «призри на смирение» есть два толкования. Одни вспоминают цитату из Евангелия от Луки «яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк. 1. 48), а другие говорят, что вот, на иконе мы видим, как Спаситель взял Божию Матерь за лицо и показывает: призри на смирение тех, кто к Тебе обращается, и по твоей просьбе Я всем им помогу. Что люди просят перед этим образом у Царицы Небесной, мы не знаем, потому что эти просьбы не афишируются.

Материал подготовлен порталом «Приходы»

Фото сайта Введенского монастыря Киева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *