6 мая празднуется день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Не только Москва почитает его своим покровителем, но и, например, целая страна – Грузия, иноязычное название которой даже сохранило упоминание об этом святом. Как это произошло, почему столь бережно грузины хранят память о великомученике, родившемся в тысячах километров от них – у подножия Ливанских гор – и мученически окончившего жизнь в Никомидии на территории современной Турции? Какие святые места на древней Иверийской земле посвящены этому святому, и какой храм в российской столице стал памятником любви сынов Грузии к великомученику Георгию?
Святые родственники
Удивительно, но традиция почитания Георгия Победоносца пришла на грузинскую землю практически одновременно с просвещением ее светом Христовой истины. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, согласно преданию, была родственницей великомученика Георгия – по одним данным, двоюродной сестрой, по другим – племянницей. Кто-то считает, что степень родства была еще более дальней. Одно несомненно: особую душевную близость к этому угоднику Божию, почитание его подвига, который, несомненно, произвел огромное впечатление на юную душу, святая Нина принесла на место своих подвигов, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклитианом (284–305 гг.).
Свидетельством этого почитания можно назвать и то, что когда после тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года, на месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия.
С IX столетия начинается массовое строительство посвященных великомученику храмов. Историк и географ царевич Вахушти Багратиони писал, что в Грузии не было ни одного холма или возвышенного места, на котором не стояла бы церковь во имя Георгия, поэтому в средние века греки и европейцы называли Грузию Георгией. На самом деле такое именование связано с неправильным пониманием слова «гург», которым грузинский народ называли персы, однако понятно, что именно всеобщее почитание на этой земле святого Георгия склонило европейских исследователей к применению названия в честь великомученика.
Какие древние храмы, посвященные Георгию Победоносцу, можем мы увидеть на грузинской земле? Назовем некоторые.
Церковь в Бодбе
Как выглядел древний Георгиевский храм, возведенный в Бодбе над могилой святой Нины, сейчас трудно установить: первоначальная небольшая деревянная церковь сгорела в начале V века и была заменена каменной церковью, причем при ней была учреждена архиерейская кафедра. Во время разрушительного землетрясения стены храма рухнули – уцелел только придел над могилой равноапостольной просветительницы Грузии. Но место не осталось в запустении – в 1027-1040 годах там был выстроен капитальный храм, сохранившийсядо настоящего времени, хоть и неоднократно подвергавшийся ремонтам, реставрационным работам и переделкам, наиболее кардинальная из которых датируется XIX веком.
Бодбийский кафедральный собор во имя святых Георгия Победоносца и Нины предстает пред нами как кирпичная трехнефная базилика. Мощи святой Нины покоятся в недоступной ныне крипте под юго-восточным помещением. Центральный престол посвящен великомученику Георгию Победоносцу, а южный придел, где была погребена святая, – равноапостольной Нине.
Алаверди
Называемая самым высоким храмом в Грузии церковь святого Георгия в Алаверди была возведена в начале XI века. А до того там стояла маленькая церковь святого Георгия, на месте которой затем царь Квирике Кахи построил большой кафедральный собор, и поныне являющийся одним из крупнейших соборов в Грузии.
Первая небольшая церковь святого Георгия была основана в VI столетии Иосеба Алавердели – святителем Иосифом Алавердским, одним из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи. Кроме того, вокруг святого собирались желавшего монашеского жития, и через какое-то время в Алавердской пустыне был образован монастырь.
В XVII-XVIII столетиях здесь была женская монашеская обитель, в которой проживали особы царского рода принявшие иночество.
С XI века собор был и местом погребения кахетинских царей. Во время гонений XX века монастырь закрыли. Молитвенная жизнь там была возобновлена в 1990-х годах.
Павниси
Датируемая X веком Георгиевская церковь Павниси расположена на холме над рекой Тедзами близ дереревни Гарикула, на северном склоне отрогов Триалетского хребта. Здание выстроено из рваного белого камня, светло-зеленого пористого туфа и желтого песчаника. Фасады украшены рельефами. В этом храме сохранились частично первоначальная роспись – очевидно, современная постройке церкви, а также роспись конца XII века.
Среди сюжетов росписе можно различить Деисус – фигуру Христа с предстоящими Ему Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Предтечей, изображения апостолов и святителей, двунадесятых праздников, а также целый цикл изображений о житии и чудесах великомученика Георгия.
Храм в Бочорме
Храм Святого Георгия (X век) в селе Бочорма, на территории одноименного древнего города, представляет собой редчайший для Грузии тип шестиапсидного храма.
Долгое время храм находился в центре большого города, затем населенный пункт был заброшен, тем не менее, храм долгое время оставался местом паломничеств. Сейчас строение находится в весьма удручающем состоянии.
Кашвети
Георгиевская церковь Кашвети в центре Тбилиси расположена напротив здания Парламента Грузии на проспекте Руставели. Она строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной в 1753 году.
Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила преподобного Давида Гареджийского, будто беременна от него. Давид предсказал, что неправота оклеветавшей его женщины станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».
Ломиса
Церковь Ломиса, посвящённая Георгию Победоносцу, находится в восточной Грузии. Простая по архитектуре, она датируется IX или X веком, то есть этому храму уже более тысячи лет. Каменный храм расположен на разделяющем долины Ксани и Арагви горном хребте на высоте около 2200 метров над уровнем моря. Судя по имеющимся вокруг обломкам, рядом раньше стояла колокольня.
По одной из легенд, хранимых местными жителями, Георгиевская церковь была построена на этом месте в память об освобождении 7 тысяч человек из хорезмского плена по молитве перед иконой Георгия Победоносца, которую затем установили на спине быка по имени Лома («Лев»).
В церкви Ломиса проводится ежегодное празднество, известное как Ломисоба (буквально «связанное с Ломисой»).
Гелати
Гелатский монастырь Рождества Богородицы, расположенный недалеко от Кутаиси, ведет свою история как минимум с начала XII века. Самый «молодой» из его храмов, построенный в XIII столетии, посвящен великомученику Георгию Победоносцу.
Частица Грузии в Москве
Московский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Грузинах имеет непосредственное отношение к грузинской истории. В то время, когда православная Грузия переживала тяжелые времена, подвергаясь ожесточенным нападениям Османской империи и Персии, царь Вахтанг VI принял приглашение императора Петра I, переселившись из Грузии в Москву с сыновьями Бакаром и Георгием и своей свитой. Царевич Георгий Вахтангович, генерал-майор русской армии, в 1729 году устроил деревянную приходскую церковь в честь своего небесного покровителя. В 1750-м она была освящена. В 1779 году деревянная церковь сгорела, и спустя несколько лет средства прихожан, купца С.П. Васильева и грузинских князей Эристовых и Цициановых (Цицишвили), был воздвигнут в форме классицизма каменный храм с колокольней. В конце XIX столетия грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики.
В 1930 году, во время гонений, церковь была закрыта, ее передали в пользование электромеханическому техникуму. В 1993 году прихожанам была возвращена древняя часть храма великомученика Георгия, получившая статус Патриаршего подворья.
В настоящее время Георгиевский храм стал местом притяжения для православных грузин, проживающих в столице. Службы здесь совершаются на церковнославянском и грузинском языках.
Валентина ГОРОДНИЧЕВА
по материалам «Православной энциклопедии»,
порталов «Азбука» и «Древо»,
сайтов Императорского православного палестинского общества и
храма великомученика Георгия в Грузинах
и других открытых источников