Почему в начале Страстной седмицы Церковь приводит на память верующим повествование о проклятии бесплодной смоковницы? О вине дерева или о чем-то гораздо более важном говорится в этом отрывке Евангелия, рассказывает клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошево священник Михаил Прокопенко.
Бывает так, что люди по окончании сорокадневного поста ощущают свое полное бессилие, неудачу своих трудов, понимают, что они в каком-то смысле пошли прахом, ведь доброго плода, доброй перемены в себе эти люди не находят. В первый день Страстной седмицы, наступившей после Святой Четыредесятницы, Церковь предлагает нам повествование о бесплодной смоковнице – несчастном дереве, которое было проклято Спасителем, потому что в ветвях его Господь не нашел никаких плодов.
Нам может показаться странным это проклятие, потому что дерево пострадало явно несправедливо: в ту пору не наступил еще сезон для собирания смокв. Почему же Господь обращает взор на ветви дерева и, не найдя на нем плодов, произносит слова, которые иссушили смоковницу? Происходит это ради того, что будет сказано Спасителем ученикам на следующий день. Апостолы Христовы, назавтра вновь проходя мимо этой смоковницы, увидели ее совершенно увядшей и сказали: «Смотри, учитель, дерево, которые Ты проклял вчера, иссохло». И далее Господь произносит слова, которые дороже не только этой смоковницы, но всех смоковниц в мире. Он говорит о величии веры и тех возможностях, которые она дает человеку: Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет (Мф. 21. 21).
Укрепление веры в учениках, которые уже столкнулись и еще столкнутся в дни Страстной седмицы с собственной немощью и бессилием, есть то самое главное, чему мы должны научиться и из собственного бессилия в прошедшую Четыредесятницу, и из несовершенства, которое мы наблюдаем в мире.
Апостолы Христовы – люди, которые были праведниками в современном Христу человечестве, люди, которых Господь отобрал для того, чтобы они были проповедниками Его учения и при Его жизни земной, и после Его смерти, воскресения и вознесения, – в наступающие дни страданий Христовых вели себя не лучшим образом. Они большей частью в страхе разбежались. Один из учеников, который клялся, что душу свою отдаст за Спасителя, трижды перед лицом немощной женщины, а затем служителей во дворе Каиафы отрекся от Учителя. Еще один ученик, который ничем не был обделен по сравнению с остальными и никаких даров лишен не был, продал Его за деньги и затем, повинуясь своей немощи и унынию, лишил себя жизни.
Очень много человеческой неправды, человеческого греха, бессилия и беззакония собралось в один клубок в эту неделю Христовых страданий. И неслучайно перед началом этих дней Господь желает научить Своих учеников и нас вместе с ними вере в Божие всемогущество. Он указывает на важность хранения правой и твердой веры, напоминает нам об этой существеннейшей черте Своего образа в человеке, об этой способности из ничего делать нечто, способности невидимые и еще даже недомысленные вещи делать реальностью.
Пусть никто из нас на свою добродетель и на собственную силу ни в эти дни, ни вообще во все время нашей жизни не полагается и не надеется. Мы должны верить Единому Господу, Который тяжесть нашей жизни проносит за нас, Которому мы должны приписывать даже свои добродетели, если вдруг кто-то из нас в себе их увидит. Ни в коем случае нельзя быть самонадеянными, ленивыми, нельзя закрывать для себя собственным произволением врата Божия милосердия.