По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на престольный праздник Донского мужского ставропигиального монастыря принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. В интервью порталу «Приходы» о пребывании святыни в Донском монастыре рассказал его наместник игумен Парамон (Голубка).
Отец Парамон, не могли бы Вы рассказать, как святыню встречают в стенах обители?
− Ежегодно перед 1 сентября из Государственной Третьяковской галереи передается в Донской монастырь для поклонения верующим икона «Богоматерь Донская». Впервые эта древняя традиция была возобновлена в 1994 году, когда Московская Патриархия, Министерство культуры Российской Федерации и руководство галереи подписали соглашение, по которому в главный престольный праздник монастыря − день празднования Донского образа Божией Матери − икона XIV века доставляется в монастырь, где при огромном стечении богомольцев перед ней совершаются богослужения.
Как древний образ сохраняется от внешних воздействий во время пребывания за стенами Третьяковской галереи?
− Для пребывания иконы вне стен ГТГ на Московском заводе полиметаллов была разработана и изготовлена специальная витрина-капсула, в которой поддерживается постоянный температурно-влажностный режим; она также обеспечена системой, которая предохраняет икону от колебаний и встряхивания. С момента помещения иконы в Большом соборе за ней ведется постоянное наблюдение со стороны сотрудников галереи и сотрудников завода, которые обеспечивают бесперебойную работу оборудования.
Доставка иконы в монастырь производится в специальной машине в сопровождении сотрудников и реставраторов ГТГ, а также специализированной охраны.
Во время пребывания иконы в монастыре представители музея и завода несут круглосуточное дежурство. Со своей стороны монастырь обеспечивает порядок в храме и на территории. Для этого привлекаются не только священнослужители, но и сотрудники монастыря, а также специализированные охранные организации.
Развивается ли сотрудничество обители с музейными работниками?
− Сотрудничество, начатое в начале 1990-х годов, продолжается до настоящего времени. В нынешнем году в Донском монастыре начала работать иконописная реставрационная мастерская. Помощь в работе мастерской оказывают сотрудники Третьяковской галереи, Свято-Тихоновского православного университета, а также Межобластного художественного научно-реставрационного управления Министерства культуры России, которые принимают участие в заседаниях реставрационного совета, а также оказывают консультационную помощь реставраторам монастыря. Донской ставропигиальный монастырь на протяжении двух десятилетий поддерживает отношения с Музеем архитектуры, бережно сохраняя экспонаты музея, которые по различным причинам оставлены на территории обители.
Многолетнее сотрудничество связывает монастырь и Школу акварели Сергея Андрияки, ученики которой выезжают на этюды и летнюю практику на монастырскую территорию. В сентябре традиционно устраиваются выставки работ учащихся, рисующих храмы и памятники монастырского некрополя.
Можно ли надеяться, что в будущем станет реальным решение вопроса о передаче иконы на постоянное хранение в монастырь, или же оптимальным кажется решение о принесении святыни раз в год?
− Мы со своей стороны не ставим вопрос о пребывании образа на постоянной основе в монастыре. Во-первых, данная икона была написана для домового храма великих князей по заказу вдовы Московского князя Дмитрия Ивановича. Она является списком с Донской иконы, которая сопровождала русских воинов на поле Куликовом. До революции в монастырь ежегодно совершались крестные ходы из Кремля с Донской иконой Божией Матери. Это событие подробно описано в произведении Ивана Шмелева «Лето Господне». Писатель пишет о празднике иконы Донской Богоматери как об общемосковском празднике, когда во время шествия в Донской монастырь из всех храмов, стоящих на пути, выносили хоругви, как бы приветствуя икону. В настоящее время принесение Донского образа из галереи в монастырь можно рассматривать как возрождение старой московской традиции, но в новых реалиях, так как доставляется она в обитель современными специально оборудованными автомобилями.
Списком с образа, находящегося в Третьяковской галерее, является чтимая икона «Богоматерь Донская» (XVI в.), которая первоначально находилась в Малом соборе Донского монастыря, а в конце XVII века была перенесена в новый храм обители − Большой собор, в иконостасе которого она находится и в настоящее время.
До какого времени будет открыт доступ верующих для поклонения Донскому образу в монастыре?
− 31 августа после торжественной встречи Донской иконы, которую спецтранспортом привезли в монастырь, будут совершены малая вечерня и акафист.
В течение двух дней у иконы будут служиться Божественные литургии и акафисты, а 3 сентября после водосвятного молебна у Донской иконы и литургии икона будет возвращена в Государственную Третьяковскую галерею.