Home / Слово пастырю / «Просто хороший»

«Просто хороший»

Христианство и нравственность. Почему эти понятия связаны между собой? Нередко доводится слышать от неверующих: «Разве христианская вера необходима для того, чтобы быть просто хорошим, добрым, нравственным человеком?» Ответ дает в программе «Катехон» архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель московского храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной пустыни), а также храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево.

С чего начинается христианство

­ «В наше время быть нравственным человеком не так уж и мало. Кто-то из умных людей сказал, что христианство начинается не тогда, когда отец учит ребенка читать молитву «Отче наш», а когда мать учит сына говорит «спасибо» за вкусно приготовленный обед. Человек не может  быть нравственным до предела, до конца, до самопожертвования, не имея  перед собой примера, образца, не имея перед собой евангельского образа Христа, не ориентируясь на Его путь, Его слово, Его заповеди. Где-то будут всплески, например, когда сказывается воспитание, но должны быть идеалы перед человеком. А какие идеалы сейчас бывают вне веры и вне Христа?

Конечно, сказывается родительское воспитание, телевидение, фильмы ­­­­– например, в советские времена героика была очень распространена и в своем смысле была достойна внимания. А сейчас… Я спросил своего четырнадцатилетнего племянника: «Какие сейчас есть герои, на которых вы равняетесь?» Никого не смог назвать, к сожалению, кроме футболистов. Конечно, это уже трагедия: чем человек будет руководствоваться в своей нравственной жизни, на кого равняться, почему будет идти по пути правды и не будет – по пути лжи?

Сегодня читал послание апостола Иоанна Богослова, в котором говорится, что дети Божии и дети диавола узнаются так: всяк не творяй правды несть от Бога, и не любяй брата своего (1 Ин 2. 10), а кто творит правду и любит ближнего, ­– тот от Бога.

Почему человек будет творит правду, если не понимает ее? Он, скорее, будет делать то, что выгодно, что полезно, необходимо. Есть такая очень неприятная пословица: «Хочешь жить – умей вертеться», и люди без религиозной жизни ориентированы соображениями собственной выгоды.

Путь к Богу лежит через доброе сердце

Есть люди, которые живут хоть и безрелигиозной жизнью, но имеют некоторые нравственные ориентиры, обычно их принято называть альтруистами.

Вспоминаю своего школьного учителя (он и сейчас жив) Александра Орехова из школы № 362. Он был неверующим человеком, а по делам своим был верующим. Помните, была такая книжка «Тимур и его команда»? Он нечто подобное создал в нашей школе. А еще наш учитель двенадцать лет не ходил в отпуск, а ездил с детьми в трудовые лагеря для того, чтобы и летом продолжать свою педагогическую деятельность.

Кто-то из умных людей сказал: путь к Богу лежит через доброе сердце. В конце концов мой учитель к вере тоже пришел. Так что это естественный путь человека, который начинает искать удовольствие в доброделании, но сейчас все больше и больше прагматизма, и это становится все сложнее.

Тогда он заронил в мое сердце зерно радости от доброделания.

 

Один добрый поступок -­ еще не вся жизнь

Добрые идеалы, желание творить людям добро могут быть у людей и без веры. Но мы знаем, что есть поступок, а есть привычка, повседневная жизнь: мы видели врачей, которые могли самоотверженно стоять за операционным столом по многу часов, но при этом в остальной жизни, в семье руководствоваться принципами, которые далеки от веры. Например, он хороший врач, добрый педиатр или стоматолог, а добрый ли он человек в широком смысле этого слова?

Невозможно без веры встать на путь борьбы со своими собственными недостатками и страстями.

Взаимоукрепляющие вещи

Можно ли сказать, что главное – быть добрым человеком, иметь хорошие отношения с людьми?

Этого недостаточно. Таков алгоритм духовной жизни: без веры невозможно угодить Богу, и вера без дел мертва. Такова двусоставная природа нашей жизни: вера и поступки…

Я привожу иногда людям такой пример: «Вот Вы семейный человек? Вы любите супруга (или супругу) только в душе, или эта любовь каким-то образом проявляется внешним образом?» Так и мы любим Бога и в душе, и это проявляется и внешне: это молитва, храм. Духовная жизнь ­ двусоставная: отношение к Богу и отношение к людям. И мы свою веру показываем через отношение к людям, которые нас окружают.

Апостол учит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»  (см. 1 Ин. 4. 20). И наоборот: искренняя вера в Бога помогает человеку по-настоящему любить людей, который вокруг него. Это взаимоукрепляющие вещи.

Как говорит заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюби ближнего как самого себя» (см. Мф. 22.37 ­- 39). Эти вещи идут рука об руку и одно без другого невозможно.

Смотрите также в записи беседы в студии передачи «Катехон» о том, что такое «христианский минимум», почему даже у Бога даже в наказании пользы больше, чем самого наказания, почему страдают невинные люди, о священнике Данииле Сысоеве и о строящемся Покровском храме в Ясенево.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *