Home / Слово пастырю / Одиночество в церкви?

Одиночество в церкви?

Бывает, что человек много лет является прихожанином того или иного храма, но не нашел на приходе друзей, ни с кем не общается. Как преодолеть это одиночество среди людей? Мнение протоиерея Романа Павлишова, настоятеля Георгиевского храма в селе Пригорском Смоленской области, благочинного Смоленского округа по районам.

«О чем говорим?»

– Как-то я прочитал статью одного греческого архимандрита, к которому его знакомый-протестант, желающий принять Православие, обращается с вопросом «Если я перейду в православную веру, я обрету друзей?». «А когда ты звонишь своим собратьям по вере, о чем вы по телефону говорите?» – спрашивает архимандрит. – «Мы разговариваем о Боге, о вере, о том, кто и что прочитал из Евангелия, какую последнюю проповедь слышал от пастыря». И он, выслушав друга, начинает вспоминать, о чем разговаривают по телефону православные, и откровенно говорит другу «Не думаю, что ты найдешь среди православных много друзей».

Недавно Патриарх встретился с представителями православных СМИ и сказал, что в проповеди священника должна быть новость – такая же новость, благая весть, как та, которую несли и апостолы. Евангелие – это новость для мира. И тогда форма этой новости была такой, как представляли апостолы, сегодня она может быть облечена в иную, современную форму. И я также обращаюсь к людям, стремясь, чтобы и проповедь, и слово священника подвигало к размышлениям. И вправду, о чем мы говорим, братья и сестры? Как сделать, чтобы в нашем пространстве находилось место для разговора о том, что я прочитал из Евангелия или из Святых Отцов, о чем говорил священник на последней проповеди – чтобы эти темы были интересны для разговора в обычной жизни?

Убежден, что священник должен быть открытым для людей. Мой телефон знают все. Его номер написан на дверях храма. Люди могут в любое время позвонить, и я всегда пытаюсь поговорить с ними. Огласительные беседы, которые мы проводим перед крещением, проходят в удобное для людей время. Иногда человек звонит и говорит: «Батюшка, можно с вами увидеться?» Мы встречаемся, и человек начинает уходить от своего одиночества. Он начинает понимать, что интересен кому-то, именно через эту встречу, которая открывает для него его надобность.

Я спрашиваю: «Хотите исповедоваться или просто поговорить?» – «Я ни разу не исповедовался». – «Тогда давайте просто поговорим». Человек должен подойти к исповеди; это не спонтанный шаг. Человек созревает к этому в разговоре, он рассказывает о каких-то обстоятельствах, мы пытаемся вместе рассуждать.

Для православного самый большой авторитет − Евангелие, и на него мы ссылаемся. Мне интересно, чтобы человек как-то подошел к тому, чтобы открыть Евангелие, пришел на службу. О молитве написаны сотни книг, но пока человек не начнет молиться сам, он не поймет, что такое молитва.

Поэтому нужны встречи, когда священник может выслушать человека. В ходе богослужения это сложно, и даже время исповеди ограничено. Часто именно такие встречи среди недели являются причиной того, что человек приходит в Церковь и остается в ней.

Польза таких разговоров человека со священником еще и в том, что мы начинаем вместе рассуждать. А рассуждение – одна из самых больших добродетелей. Через рассуждение человек иногда сам отвечает на сложные вопросы.

В одной тональности

Представим себе гипотетическую ситуацию: человек прочитал Евангелие, какую-то православную литературу, сделал несколько самостоятельных шагов к Богу, и почувствовал, что необходимо идти дальше – воцерковляться. Как такому человеку найти «своего» батюшку? Может быть, не духовного отца, но священника, у которого он будет исповедоваться, и который поможет духовно расти?

– Митрополит Антоний Сурожский говорит, что послушание состоит не из приказов и их выполнений, а из умения слышать друг друга. Так и отношения духовника и духовного чада строятся на созвучности друг другу. Чтобы найти «своего» священника, нужно быть в одной тональности с ним. А для этого нужно поговорить.

Я сторонник того, чтобы верующий человек исповедовался у одного священника. Пусть это не духовник, но священник, у которого он постоянно исповедуется. Тогда священник понимает, что можно сказать человеку, какие книги ему читать.

Вообще обо всем нужно молиться, в том числе и о том, чтобы Господь послал на твоем пути доброго пастыря. Мы должны учиться молиться обо всем, что с нами происходит. И все, что с нами происходит, сверять с Божией правдой и волей Божией.

Ответ от Бога

Как узнать волю Божию? Некоторые считают, что для этого нужно ехать за тридевять земель, к старцам…

– Вопрос о Божьей воле – один из важнейших в жизни каждого христианина. Обычно просят: «Дай, Господи, узнать Твою волю, и дай сил принять ее». Иногда мы знаем ее, но делаем все по-своему, и тогда выходит не очень хорошо. Обычно мы молимся о каком-то обстоятельстве и просим, чтобы Господь сотворил с нами Свою святую волю, и Бог начинает отвечать на нашу просьбу через обстоятельства. Обстоятельства начинают развиваться в определенную сторону. И нам нужно иметь внимательность, чтобы понять правильность направления, и просто доделать то дело, которое Бог уже совершил.

Беседовала Екатерина ДМИТРАКОВА

В основе материала –
публикация сайта Смоленской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *