Home / Слово пастырю / Мера поста. В продолжение темы

Мера поста. В продолжение темы

Вопрос о мере поста – один из тех, на которые священнику приходится отвечать практически каждый день. Естественно, количество подобных вопросов увеличивается с началом поста. Рассмотреть их с медицинской точки зрения в своей статье постарался иерей Максим Потупчик. В продолжение темы портал «Приходы» публикует мнение иерея Романа Тарабрина, выпускника Российского государственного медицинского университета по специальности «терапевт».

Недавно я прочитал опубликованную на сайте статью священника Максима. Мне показалось, что в ней автор хотел дать апологию поста и сделать это с медицинской точки зрения. Это, на первый взгляд, необходимо было сделать, поскольку аргументы врачей о вреде поста для здоровья, кажется, можно опровергнуть только медицинскими контраргументами. Тем не менее, любой медицинский работник, прочитав такие контраргументы, захочет обратиться к первоисточникам, на которых строится данная аргументация. К сожалению, автор не приводит ссылки на многочисленные использованные им данные научных исследований, наблюдений и мнений различных специалистов. Учитывая, что аргументы, приводимые автором, вызвали много вопросов, мне очень хотелось почитать первоисточники.

В любом случае, обосновывая необходимость и возможность соблюдения поста физиологическими объяснениями, я думаю, мы значительно принижаем духовную составляющую воздержания от пищи. Соблюдать пост необходимо не потому, что это полезно для здоровья или улучшит течение хронического заболевания, а потому, что пост – установление Церкви. Я хочу быть членом этой Церкви, поэтому мне следует ее слушаться в отношении поста, его длительности, времени его начала и конца, его диетических предписаний.

Мне кажется, что это самый важный пункт в рассуждении о посте, именно поэтому с него мне и хотелось начать. Это положение позволяет соблюдать пост не только когда он полезен, но и когда он вредит здоровью. В этом случае он будет прямым проявлением нашего литургического воззвания: «Сами себя и друг друга, всю нашу жизнь Христу Богу предадим». И только приняв это сложное положение, можно положить конец бесконечным спорам о пользе или вреде поста для здоровья, так как на любой аргумент о пользе поста для телесного здоровья можно привести, я думаю, еще более квалифицированное и подтвержденное научными исследованиями мнение о его вреде для здоровья.

Поэтому мы соблюдаем пост не потому, что это полезно для здоровья, а для того, чтобы быть членом Церкви. Для этого же надо следовать ее установлениям, которые существуют в данный исторический момент времени.

Тем не менее, соблюдение поста, даже когда он и вредит здоровью, не каждому человеку по силам. И можно сказать, что по силам лишь некоторым духовно опытным людям. У каждого свой духовный возраст, и потому должна быть своя мера поста. Вспомните, как апостол Павел говорил: «Для вас нужно молоко, а не твердая пища… твердая же пища свойственна совершенным» (Евр. 5: 12–14). Такую меру поста может помочь человеку определить его духовник, то есть тот священнослужитель, который регулярно исповедует человека, знает особенности его жизни, здоровья и т.д.

Именно такое прочтение имеет недавно принятый Архиерейским Совещанием документ «Об участии верных в Евхаристии». Говоря о евхаристическом посте, документ признает приемлемыми те или иные практики подготовки ко Причастию, но окончательное решение в каждом конкретном случае он адресует духовнику: «Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника». И хотя в документе идет речь о евхаристическом посте, по аналогии соборное решение архиереев нашей Церкви может быть перенесено и на саму практику поста. В частности, в документе сказано: «Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин – при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен» (там же).

Таким образом, архипастырское решение не связывает человека безусловной постовой нормой, а даёт возможность каждому конкретному члену нашей Церкви с благословения духовника определять определенную меру поста, делая послабление в том или ином случае.

Итак, для мирянина вопрос о посте может быть решён достаточно просто – надо обратиться за советом или благословением к духовнику.

Здесь же, однако, возникает не менее важный вопрос, адресованный священнику: какие состояния человека позволяют сделать послабления в посте? В отношении себя я принял следующее решение. Несмотря на то, что я врач по первому образованию, я не могу считать себя компетентным сразу во всех областях медицинского знания. Лечащий врач знает лучше, что нужно для телесного здоровья данному человеку. Поэтому при решении вопроса о послаблении поста я ориентируюсь на предписания лечащего врача, мнение которого важнее моих предположений. К тому же при хронических заболеваниях строгое соблюдение диеты (именно строгое со всеми предписаниями!) будет человеку гораздо сложнее соблюдения поста.

Во-вторых, при легком течении заболевания я пытаюсь договориться с человеком о некотором телесном труде для него во время поста. Например, если врач предписал молочные продукты, то это должны быть простые продукты, а не всякие сладости. Творог несладкий, а не фруктовые йогурты и творожки с различными наполнителями. Мясо – так мясо вареное или приготовленное на пару, и желательно без соли, а не котлетки или мясо в соусе. Как сказал один современный пастырь, «врач говорил про мясо, но он же не говорил, что оно должно быть соленое!»

Мясо как лекарство? Пусть так! Но ведь лекарства все невкусные?.. Здесь будет возможность соблюдения предписаний врача и обуздания своего сладострастия. И если возможно, то всё-таки прием скоромных продуктов не каждый день, а хотя бы по выходным или через день.

Священник Роман ТАРАБРИН,
клирик московского храма пророка Божия Илии в Черкизове

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *