Заяц, попавший в свет фар, продолжает бежать по дороге, которые эти фары освещают. И кажется ему, что он убегает от опасности, а на самом деле становится добычей охотников. Не так ли зачастую и мы, боясь нырнуть в сторону от расставленных нам современной цивилизацией указателей, неумолимо приближаемся к катастрофе? О том, почему вне света социальных стандартов и условностей «лузеры» блаженнее «мажоров», размышляет протоиерей Александр Рось.
День рождения – это похороны в кредит. По частям, по годику, а в конце это все будет отпето оптом. Наши годы составляют Путь жизни. Путь, по которому идут все. Звезды, галактики, черви, люди, цветы, камни. Все, что имеет начало, то имеет и конец. Это вселенский закон времени. Все в этом мире изменчиво. Изменение – это переход из состояния «До» в состояние «После». Оно порождает феномен времени. «До» всегда качественнее, свежее, лучше, чем «После». Это объективное время. Внутри мы переживаем время как изменение состояний наших чувств и ощущений. Это время субъективное.
Неделимая единица времени – сейчас или теперь. В границах объективного и субъективного времени мы выбираем Путь. Выбор делается, увы, просто. Тому, что наше сознание маркировало как «насладительно», «приятно», «комфортно», мы говорим «да». Тому, что переживается как «больно», «плохо», «неприятно», «дискомфортно», мы говорим «нет».
Так и живем. То, что зарабатываем, то и тратим на то, что «приятно» и «усладительно». Чем больше возможностей, тем дороже покупки. Правда, нередко недорогое и не очень комфортное «До» вспоминается теплее, чем дорогое и комфортное «После». Жизнь в общаге, дискомфорт стройотрядов, голожопое детство «До», почему-то лучше и роднее чем иномарка, квартира и дача «После». Но это такой типичный глюк программного обеспечения мозга. Что дальше? Все как у всех. Закопают, чтобы не вонял. Так вульгарно проживаются миллионы жизней (лат. vulgaris «обычный, из vulgus «народ»). Так и живем. В день рождения мне предложили по этому поводу порадоваться. Пока что так и не понял, чему.
Каиниты… зачали цивилизацию, которая, повзрослев и обнаглев, стала расставлять билборды, рекламу и указатели дорожного движения на Пути. Позже она написала конституцию «Социальных условностей», которая короновала себя в диктатора мозгов человечества и создала стандарты всеобщего почитания того, что «желанно», «красиво», «модно», «престижно» и прочь. Поцеловав мантию этого тирана и благоговейно преклонив колени, мы стараемся «соответствовать». Так и живем.
Правда, чем ближе к концу Пути, тем то, что «после» становится уже несносно тяжелым и достает так, что хочется чтобы самое заднее «после» пришло как можно быстрее. В день рождения меня поздравляли с тем, что самое заднее «после» стало ко мне ближе еще на один год. Спасибо.
Правда, этой банальной вульгарщине есть альтернатива. Есть и такие, которые живут не по закону Пути. Когда я был подростком, сосед как-то взял меня на ночную охоту. Он с братом ехал на «жигулях» по проселочным дорогам между полей. Когда попадался заяц, он начинал убегать почему-то строго по направлению светящихся фар автомобиля. Пока сосед ехал за рулем, его брат высовывался из окна машины и стрелял в зайца из ружья. А ведь стоило этой дурной твари прыгнуть в сторону поля, уйти из света фар, то остался бы жив. Но нет же – бежал он точно в том направлении, в котором ему светили фары убийц. Так и живем. Бежим туда, куда нам «светят» СМИ.
Жизнь – это прыжок из широкого пути в сторону, в темноту, где нет указателей социальных условностей. Где приоритеты и ценности другие, где все наоборот. То, что «высоко», «престижно», «желанно», названо у апостола Павла в славянском переводе «уметами», в неудачном русском переводе «мусором», а в подлиннике – σκύβαλον, то есть «говном, навозом». И в этом дерьме проходит наш Путь. Чтобы выскочить из этого дерьма, нужно быть «неправильным» зайцем, суметь бежать не по свету фар стреляющего в тебя охотника. Христос сбивает настройку нашей привычной социальной аксиологии. Он говорит, что «лузеры» блаженнее «мажоров». В общем, понять это не просто, особенно тем, кто, находится в туннельном зрении вульгарного пути.
Я сам это все понимаю с трудом. Я правда, искренне стараюсь, насколько хватает сил моего маленького мозга. Нормальные зайцы, которые не погибают от дробовика на дороге, рассказывают, что кроме объективного и субъективного времени есть время вечное. Это поле. Оно везде и нигде. путь идет через поле. Время пронизано вечностью, как и дорога – полем. дорога находится в поле. Вечность присутствует во времени. Вечность – это неподвижное время. В нуле времени есть все и нет ничего. Там вся история человечества и вселенной и как сущее бывшее, и как несущее настоящее.
Пример коммуникации из времени в вечность – Божественная литургия. Во время литургии мы вспоминаем в прошлом (!) времени не только «крест, гроб, трехдневное Воскресение, но и Второе и славное пришествие Христа на землю. То, что в земной истории еще не совершилось, в литургическом нуле времени – уже бывшее. Временная ось времени Евхаристии застыла на неподвижном нуле жизни вечной, которая за пределами евхаристического собрания именуется как жизнь будущего века, а в самом этом собрании она уже сущее настоящее.
Поэтому и всю событийную аксиологию в движущемся времени Христос оценивает с позиции неподвижной вечности. Сотериология «блаженств» Нагорной проповеди находится не в «здесь», и «сейчас», а не во «всегда» неподвижного нуля времени. Заяц может нырнуть с дороги в поле. Для этого ему нужно заскочить в ямку по пути. Он скроется в темноте, и охотники его потеряют из вида. Не зря на входе в архондарик каждого афонского монастыря написано: «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать».
Риск прыжка в темноту неосвещенного фарами поля или в нору на пути, что одно и тоже для зайца в цивилизационной обертке, – это безумие и соблазн. Но для тех зайцев, которые не планируют попасть в духовку, то есть для спасаемых, это сила Божия. Это для них единственный шанс не закончить жизнь вульгарно, «как все».
Я уже забыл с чего начал. С дня рождения. Если у меня получится стать неправильным зайцем, то мое ежегодное отпевание в рассрочку для меня уже сейчас станет историей – не важно, прошлой или будущей. Потому что в нуле вечности вся история – уже не-сущее.
Протоиерей Александр РОСЬ
В основе материала –
публикация сайта Запорожской епархии