Христианин призван относиться к каждому человеку как к образу Божию. Подразумевает ли это безграничное доверие ко всем и каждому? Об этом размышляет протоиерей Виталий Веселый, настоятель Серафимовского храма донбасского города Горловка.
Я бы этот вопрос сформулировал немного иначе: нужно ли всегда доверять людям? Вернее даже, всегда ли полезно доверять людям? После грехопадения первых людей грех вошел в человеческую природу. Еще псалмопевец Давид в одном из псалмов говорит: «Всяк человек ложь» (Пс. 115. 2). Если так, если каждый из нас – ложь, то можно ли доверять людям? Тогда даже себе нельзя доверять в полной мере!
Апостол Павел в послании к Римлянам так говорит о действующем в человеке грехе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7. 19-20).
Если грех настолько вошел в природу, что поразил все естество, то кому вообще можно доверять?
Полностью и всецело – только Богу. Еще – Священному Писанию, Священному Преданию, соборному разуму Церкви. То есть всему тому, в чем действует Бог. Если Он действует в человеке – значит, и этому человеку можно доверять всецело.
В послании к Галатам апостол говорит: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2. 19-20). Все угодники Божии сораспялись Христу, постарались сделать все, чтобы умертвить грех, живущий в них, и дали возможность действовать в себе Христу и Духу Святому. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Этими словами святой Серафим определяет цель жизни каждого христианина: стяжать дух Божий. Такие люди, кто стяжал этот дух, – святые, и им можно и нужно доверять, потому что через них действует Христос.
А в повседневной жизни нужно прислушиваться к своему сердцу и к совести, ведь она – это глас Божий в каждом из нас. Внимательно смотрите по человеку, с которым вы общаетесь: можно ли ему довериться? Если чувствуете какое-то смущение, то не стоит открываться и распахивать перед ним душу.
Бывают случаи, когда нельзя доверять какие-то знания или информацию другим в связи с профессией или служением. Это может быть военная, врачебная тайна, тайна следствия, тайна исповеди.
Да и обычному человеку, не связанному какими-либо профессиональными обязательствами, не нужно открывать сердце перед каждым встречным. Нужно смотреть, сообразовывается ли поведение его с Законом Божьим, с законом любви христианской. Хорошо, если все им говорится и делается по любви. Еще стоит обратить внимание на внутренний мир человека, его дух. Дух – это то, что есть самого святого в человеке, его святая святых. То, какой дух действует в человеке, имеет решающее значение. Если это дух Божий – замечательно, если падший, то это дело совсем иное. Такое обычно заметно.
Бывает, порой мы можем просто не совпадать, причем даже с очень хорошими людьми – просто потому, что устроены по-разному.
К одной игуменье обратилась ее духовная дочь с вопросом: как быть, она смущается общаться со своим знакомым, хотя он хороший человек. И игуменья посоветовала девушке пересекаться с ним реже. «У вас разное устроение», – сказала она. Чтобы люди друг друга не ранили, им порой просто нужно реже общаться, потому что они по-разному устроены, хотя оба православные, воцерковленные люди. Однако кто-то более строг, взыскателен, а другой – более мягок, снисходителен, любвеобилен. Таким людям может быть сложно вместе.
В заключение размышлений на тему доверия отмечу: самый яркий пример того, что не всем можно доверять, показал нам Господь Иисус Христос. Кому Он вверяет тайну Своего Рождества? Всем? – нет, только пастухам и волхвам. Когда Он выходит на служение, то избирает ближайших учеников, кому Он особо может доверять и вверять тайны Царствия Божия. Доверяет Он фарисеям, книжникам, законникам? – нет, конечно же. Он видит их лукавство, двуличие, лицемерие, неспособность принимать Слово Истины. Спаситель собирает вокруг себя апостолов. Среди них Он выбирает еще двенадцать тех, кому доверяет особо. И даже из этих двенадцати есть только трое – Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, – кому Он доверяет наиболее всего.
Я думаю, что здесь есть о чем подумать каждому из нас.
Записала Екатерина Щербакова
Публикация сайта Горловской епархии